1259

Укрощение строптивых

Столичные чиновники разрабатывают новую систему эвакуации
С тех пор как московский градоначальник запретил (хотя и на время) эвакуировать авто за парковку не по правилам, моторизованные жители и гости столицы с облегчением вздохнули. А вот власти, напротив, схватились за голову, ибо, вновь почувствовав безнаказанность, автомобилисты стали бросать свои машины абы как. Коммунальщики жалуются, что убирать улицы в дневное время стало просто невозможно.
Поделиться

С тех пор как московский градоначальник запретил (хотя и на время) эвакуировать авто за парковку не по правилам, моторизованные жители и гости столицы с облегчением вздохнули. А вот власти, напротив, схватились за голову, ибо, вновь почувствовав безнаказанность, автомобилисты стали бросать свои машины абы как. Коммунальщики жалуются, что убирать улицы в дневное время стало просто невозможно.


Законопослушный водитель, свято блюдущий правила стоянки и остановки, никогда не загремит на штрафстоянку — это факт. Однако парковаться в неположенных местах шоферов вынуждает отсутствие достаточного количества легальных стоянок. На этом и грели руки иные недобросовестные гаишники и эвакуаторщики, устраивавшие настоящую охоту на автомобилистов. Прорехи в системе увидел и Юрий Лужков:

— Эвакуация автомобилей — дело необходимое, — говорит мэр. — Однако некоторые структуры в своих корыстных целях начали зарабатывать деньги на несчастных, припарковавших по ошибке свои автомобили в неположенном месте. Следующий момент: автомобилистам приходилось платить и гаишникам, и службе эвакуации, и еще за стоянку свыше трех часов. Я считаю это непорядочным...

Когда гаишником не пахнет

Примеры, подтверждающие слова градоначальника, может привести каждый водитель, но вот очень наглядный. Когда в Москву во второй раз вернулись эвакуаторы (январь 2004 года), у станции метро «Теплый Стан» за одну ночь отменили парковку у тротуара. По логике вещей наутро там должен был дежурить гаишник, чтобы предупредить водителей о введенном запрете. Но нет, служивыми там и не пахло. Зато за поворотом «паслись» пять эвакуаторов, ждавших удачного момента, чтобы напасть на жертву.

Вместе с тем, именно Юрий Михайлович в свое время активно пропагандировал и вводил в нашу автомобильную жизнь эвакуацию. До принятия нового Административного кодекса, где есть прямой запрет на использование эвакуаторов, в Москве существовала Служба эвакуации и блокировки колес автомобиля (СЭБКА), деятельность которой разрешил сам глава Первопрестольной. Сутки пребывания на штрафстоянке исчислялись астрономическими суммами, что превышало в десятки раз среднерыночную стоимость места на обычной охраняемой парковке. Система превратилась из средства контроля за дорожной дисциплиной в средство охоты за деньгами автовладельцев.

В 1997 году Верховный суд признал недействительным документ правительства Москвы об эвакуации, и на «подъеме» машин был поставлен жирный крест. Правда, лишь до 18 декабря 2003 года — тогда правительство России приняло постановление, реанимировавшее штрафстоянки и эвакуаторы. Устанавливать расценки на услуги было поручено органам местного самоуправления, которые, как известно, не жалуются на плохой аппетит. В итоге получилось, что в Москве эвакуация стоит 1800 рублей, а час пребывания в «автотюрьме» — 53 «рэ». Аналогичные услуги, только, например, в Казани, обойдутся автовладельцам в 600 «деревянных» за эвакуацию и 8 рублей 9 копеек за штрафстоянку. В Питере — 2927 рублей «подъем» и 12 рублей час стоянки...

Впрочем, столичное начальство обосновало свои грабительские расценки более высокими затратами. Лужков был более чем доволен возвращением эвакуаторов, но в декабре неожиданно объявил их «персонами нон грата» для столицы:

— Некоторое время назад я сам добивался, чтобы городу вернули право эвакуировать машины, — аргументирует свой запрет московский мэр. — Но после возобновления этой практики я прочитал массу негативных статей в прессе и еще больше получил жалоб от москвичей. Получилось, что отдельные лица, причастные к эвакуации, старались заработать на функции, а не на деле. Я поручил своим подчиненным разработать новую схему эвакуации, и если они мне докажут, что она может быть «чистой», запрет на использование эвакуаторов будет снят...

Как стало известно «МКмобилю», уже около месяца в кабинетах столичного правительства идет разработка новой системы эвакуации. Обсуждается масса вариантов, но пока мудрые головы склоняются лишь к одному. Так, планируется создать государственную парковочную инспекцию, которая и будет заниматься разборками с нарушителями правил стоянки и остановки. В принципе, нечто похожее существует во многих развитых странах мира. Иными словами, столичное правительство хочет потеснить гаишников и передать часть их функций новоиспеченной парковочной инспекции. До мэрского запрета эвакуация проходила по следующему алгоритму: инспектор ДПС, увидев нарушителя, вызывал через дежурного эвакуатор. Когда чудо техники приезжало на место, составлялись все необходимые бумаги и авто увозили на штрафстоянку. Согласно новой разработке, бригады эвакуаторщиков, состоящие на государевой службе в парковочной инспекции, будут бороздить улицы Москвы и выискивать нарушителей в свободном от ГАИ режиме. Заприметив жертву, они без, повторимся, участия гаишников погрузят авто на свой борт и отвезут в «тюрьму». При этом обязанности единой диспетчерской службы лягут на плечи городского Центра организации дорожного движения, и все эвакуаторщики будут подчиняться только ему. Дабы избавиться от коммерческой подоплеки в деле эвакуации, мэрия планирует закупить свыше 100 штук спецмашин и сажать на них исключительно госслужащих. Напомним, что до декабря мэрия арендовала эвакуаторы вместе с водителями у представителей частных компаний.

Впрочем, надо полагать, что даже госслужащим не чужда погоня за «левым» рублем и новая система вовсе не убережет кошельки рядовых водителей от поборов. Эту проблему видят и разработчики. Чтобы исключить мздоимство, новый экипаж эвакуатора будет состоять из двух человек: экспедитора и водителя-грузчика. Состав экипажа будет постоянно меняться, дабы напарники, сойдясь поближе, не могли вступить в преступный сговор. Более того, каждую спецмашину оборудуют видеокамерами, которые будут протоколировать процесс погрузки и разгрузки автомобиля-нарушителя. Также видеотехнику установят перед воротами всех штрафстоянок. Живая картинка с эвакуаторов и «автотюрем» будет транслироваться на мониторы диспетчерской службы, что позволит операторам присматривать за чистоплотностью работы сотрудников и знать место нахождения эвакуированных автомобилей.

Задумка, бесспорно, любопытная, но есть одна неувязочка — по федеральным законам выявлять нарушения Правил дорожного движения и составлять протокол может исключительно сотрудник Госавтоинспекции. И чтобы проект мэрии воплотился в жизнь, нужно основательно переписать Закон РФ «О милиции», КоАП, ПДД и ряд других нормативных документов. Впрочем, мы не понаслышке знаем, как столичные чиновники умеют обходить законы, не нарушая их. Думается, найдут лазейку и на сей раз.



Льготная эвакуация? Не дождетесь!

Забыли сказать о главном. Расценки на услуги в меньшую сторону пересматриваться точно не будут, а вот в большую — вполне возможно. Что касается послаблений инвалидам и пенсионерам, то об этом в проекте новой системы эвакуации, увы, ни слова. По этому поводу резко высказался член Совета Федерации от Курской области Геннадий Широконосов:

— Получил недавно письмо от инвалида войны. Он оставил свой старенький «Запорожец» у рынка и ушел за покупками. Вернулся — машины нет. Предынфарктное состояние, валидол, звонки в милицию. Выяснилось, что машину эвакуировали. Поблажек нет ни инвалидам войны, ни героям России, ни беременным женщинам. Никому! Инвалид занял 2500 рублей (фантастическая для него сумма) и выкупил машину. Утром его забрала «скорая»... За это борются лоббисты эвакуаторов?..

Кстати, о лоббистах. Экс-главный гаишник страны, а ныне сенатор Владимир Федоров, пользуясь правом законодательной инициативы, пытается внести изменения в КоАП РФ, исключающие примечание из статьи 12.19 документа, категорически запрещающее в случае нарушения правил стоянки или остановки эвакуировать автомобиль, помещать и удерживать его на штрафстоянке, применять блокирующие устройства или снимать номерные знаки. Также Владимир Александрович горит желанием убрать из свода законов статью 12.36, предусматривающую ответственность за сам факт применения блокиратора, эвакуатора или другой меры административного принуждения, не предусмотренной настоящим Кодексом. Алексей Митрофанов, заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной думы, назвал инициативу сенатора попыткой открыть шлюз для нарушителей Конституции.

Новый административный Кодекс живет всего ничего — с 1 июля 2002 года, — но его уже нарушают и предлагают изменить, чтоб легализовать чиновничий произвол. И ведь что страшно — наверняка изменят, обставив это действо различными благовидными предлогами, дескать, «пробки», аварийность и все такое. При этом палец о палец не ударив, чтобы, как минимум, возвести необходимое количество официальных паркингов и заставить, наконец, ГАИ регулировать движение должным образом...


НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Виктор ПОХМЕЛКИН, депутат Государственной думы, председатель Движения автомобилистов России:

— Согласно действующему КоАПу задерживать транспортное средство может только работник милиции (читай — сотрудник Госавтоинспекции) и только он имеет право выписать протокол об административном правонарушении. Если эти функции вдруг возложат на какую-нибудь парковочную инспекцию, то это будет грубейшее нарушение законодательства, ибо орган, который может штрафовать, задерживать или направлять на различного рода экспертизы, должен быть обозначен в Кодексе. Далее, у нас в своде законов предусмотрена ответственность за оказание сопротивления сотруднику правоохранительных органов, но нет ответственности за сопротивление работнику парковочной инспекции. За действующий КоАП проголосовало большинство депутатов, его подписал президент, и менять Кодекс в угоду нуждам столичных градоначальников никто не собирается.