52 недели вне закона

Поздравьте, в начале года я выправил-таки себе талон техосмотра. Подумаешь, невидаль какая! Однако для вашего корреспондента это событие приобрело особый, символический смысл. В начале января закончился уникальный псевдонаучный эксперимент, проведенный сотрудником «МКмобиля» на собственной шкуре. И результаты эксперимента, в ходе которого мне приходилось ездить каждый день по городу без полиса «автогражданки» и, соответственно, заветного талона ТО, оказались весьма любопытными и даже с претензией на некоторую сенсационность.

Поздравьте, в начале года я выправил-таки себе талон техосмотра. Подумаешь, невидаль какая! Однако для вашего корреспондента это событие приобрело особый, символический смысл. В начале января закончился уникальный псевдонаучный эксперимент, проведенный сотрудником «МКмобиля» на собственной шкуре. И результаты эксперимента, в ходе которого мне приходилось ездить каждый день по городу без полиса «автогражданки» и, соответственно, заветного талона ТО, оказались весьма любопытными и даже с претензией на некоторую сенсационность.


В начале, чтобы был понятен контекст, немного о себе. К машине отношусь потребительски. Для меня неважно, как она выглядит, что думают об этом окружающие, что находится в багажнике, в «бардачке» и тем более в пепельнице. Все неисправности, неспособные существенно повлиять на скорость и безопасность, оказываются за бортом моего внимания — что называется, до лучших времен. Из инструментов безоговорочно признаю ключ-баллонник, буксировочный трос, мобильный телефон и щетку-скребок. Но все жизненно важные органы у моей «клячи» в порядке. Тормоза, ходовая, масло меняются с завидной регулярностью, почти по регламенту. Даже тросик «ручника» время от времени подтягивается до классических трех щелчков. За 12 лет водительского, кстати, безаварийного стажа (тьфу-тьфу!) талон ТО покупал лишь однажды, да и то за компанию с приятелем.

«Кляча» была приобретена в конце 2000 года через второе передоверие. И посему к началу 2004, экспериментального, года я оказался «неплохо подготовлен». С техпаспортом, водительским удостоверением и собственноручно выписанной доверенностью («генералка»-то уже закончилась) якобы от имени владельца авто. Не имея на свою машину по сути никаких юридических полномочий, я, естественно, и не помышлял обращаться в страховую компанию за обязательным с января 2004 года полисом ОСАГО. А следовательно, не мог рассчитывать не то что на законное прохождение ТО, но даже на покупку «лобовичка» у коммерсантов в погонах. Так как при заключении сделки последние имеют наглость требовать копию полиса. Итак, поехали. Начало ушедшего года выдалось относительно спокойным. Если помните, московские гаишники тогда не особо лютовали по поводу отсутствия полиса «автогражданки». Относились с пониманием, рассчитывая, видимо, на будущие дивиденды. Тогда штраф в размере от 500 до 800 рублей за езду без страховки казался серьезной карательной мерой. Но по прошествии некоторого времени стало понятно, что гаишники, стоящие на страже закона об ОСАГО, на практике не располагают действенными рычагами борьбы с нарушителями. От перспективы составления протокола, пусть и на крупную сумму, никто из водителей нынче не трепещет («спасибо» КоАПу).

Готовь «отпускные»

Впрочем, в условиях всеобщей лжи, когда государство делает вид, что платит стражам дорожного порядка зарплату, а тем ничего не остается, как делать вид, что работают, я не склонен глумиться и наслаждаться неувязками в законодательстве. Пойдем строго по фактам. За три первых месяца прошлого года гаишники меня останавливали два раза. Первый раз в феврале при выезде с МКАД, тогда инспектор лукаво пожурил и пригрозил на будущее эвакуацией на штрафстоянку за отсутствие страховки (что незаконно). А протоколы за отсутствие документов писать поленился — отпустил. Субботним утром «гуси» на дороге попадаются и «пожирнее». Народ-то у нас, слава богу, пьющий. Второй раз инспектор, притаившийся в ночи под одним из столичных мостов, улыбнувшись на корявую «рукописку», в лучших традициях жанра прозондировал наводящими нотациями мою кредитоспособность на предмет уплаты «отпускных». Поняв, что я готов до конца следовать букве закона, служивый, как они это умеют, сделал последний аккуратный заход. На этот раз про коварных судебных приставов, которые якобы по ночам с факелами и в черных масках вламываются в квартиры и поднимают из теплых постелей злостных неплательщиков. И тут мимо. Надо сказать, что сухим из воды мне выйти не удалось, протокол на 50 рублей за езду без техосмотра он все же выписал. Но вот вопрос. Почему на 50, а не на 500 или 800? Может, просто пожалел?

Третий раз дело было весной. Время тяжелое (если помните, в мае за отсутствие талона ТО начали скручивать номера), гаишное начальство пыталось снова взять штурвал в свои руки. Видимо, объемы продаж «лобовичков» перестали устраивать руководство. Предо мной стоял не прожженный «волчара» капитан, а совсем еще юный румяный сержант. Но я трепетал. В кармане рублей 150, во рту мятная резинка, дабы случайно не напомнила о себе уже давно почившая утренняя «сотка», но вида не подавал... Когда отъехал — коленки все еще тряслись. Документы вроде при мне, номера целы, целы даже несчастные 150. Только минуты через три я понял, что судорожно сжимаю в руке хрустящий протокол со штрафом за... переход улицы в неположенном месте. И на этот раз пронесло. Оказалось, что на тот момент у гаишников еще не были готовы бланки и прочие внутренние механизмы для приема и складирования скрученных номеров.

Следующий раз расшаркиваться с инспектором мне пришлось на пересечении Кутузовского проспекта с Рублевкой — на спецтрассе. Как повелось, отсутствие полиса его не заинтересовало, что проку с протокола, но за идею по снятию с меня номеров он ухватился. Ха, не на того напал. Отказывать служивому в инструменте я не стал, открыл настежь багажник и со словами «отвертка вроде где-то завалялась» погрузился в его бездонную пустоту. Уже через 20 секунд (что и требовалось доказать) со словами «ну ладно, ладно...» офицер, воровато озираясь, начал сам закрывать мой багажник. Мне его было действительно жаль. Нетрудно догадаться, что мои номера ему совершенно ни к чему. Задача у него стояла непростая — прокормиться, одновременно обеспечивая пропускную способность на главной спецтрассе страны. А показательный «шмон» с открытым багажником то и дело снующее туда-сюда гаишное или еще какое начальство может расценить как дезертирство или измену Родине. Надеюсь, инспектор прочитал в моих глазах сочувствие, когда со всепрощающим вздохом возвращал документы.



И не захочешь, а дашь

И я обнаглел, когда окончательно понял — ни страховка, ни номера, ни мои «права» никому задаром не нужны. Нужна наличка. Сообразив, что у меня в кармане ветер, гаишники резко меняют казенный тон. И перед вами появляются обыкновенные мужики со своими семейными и служебными проблемами, зачастую вынужденные соблюдать идиотские правила игры, навязываемой государством и начальством. Одним словом, меня часто отпускали с миром.

Конечно, несколько раз все же нарвался на «упертых», когда дело могла спасти только денежка изрядного достоинства. Признаюсь, «подогрел» одного настырного на пятьсот рублей. Но в остальных случаях, когда вставала дилемма — или снимай номера, или бери все что есть, — ситуацию спасали всего две сотни рублей. Так, сам того поначалу не понимая, я стал полноценным участником игры «А ну-ка, отними», в которой каждый игрок — государство, сотрудники милиции, страховщики и автовладельцы — пытается с выгодой для своего кармана друг друга облапошить. Приятно ли иной раз выходить победителем? Еще как, но потом встает вопрос: а зачем ты сам в эту нервотрепку ввязался? Не проще ли пойти законным путем, оформив все доверенности, полисы, талоны ТО и пр.?

Может, и проще, но когда все трудности, перипетии и затраты, связанные с покупкой не новенькой «ласточки», а обычного подержанного средства передвижения, без которого сегодня невозможно, сплетаются в один букет, — становится дурно. Регистрация машины в ГАИ — Голгофа (отсюда всевозможные доверенности). Полис ОСАГО стоит четыре (!) тысячи. Со средним доходом на семью из трех человек, скажем, пусть даже в $1000 покупка последнего — удовольствие сомнительное. Пройти техосмотр, а точнее, «инструменталку» своим ходом — утопия и неделя жизни (если вместе с ремонтом). Поэтому дорога одна, к барыгам в погонах. А это еще три «штуки».

И в итоге получается сумма (плюс нервы и время в очередях), из-за которой пустишься во все тяжкие...

По самым скромным подсчетам на расходы, связанные с урегулированием моих непростых отношений с сотрудниками Госавтоинспекции, за год у меня ушло не более трех тысяч рублей. Причем сюда вошли «отмазки» не только за отсутствие необходимых документов, но и за прочие мелкие «шалости». Выгода — налицо.


Итак, государственная машина продолжает работать на карман властей предержащих (страховщики и гаишники лишь пешки и мелкие фигуры в этой игре). Система изначально запрограммирована таким образом, чтобы законный путь по разным причинам был заведомо неприемлемым для значительной массы населения. А следовательно, в обход государственной казны должен появиться ручеек «левых» денег, который, возможно, где-то превращается в полноводную реку. И не думаю, что я кому-то открыл глаза. Все участники игры прекрасно знают правила и продолжают делать свои ставки по мере возможности. И, что интересно, выходить из игры никто не собирается.


НАША СПРАВКА

За первый год действия закона об ОСАГО (с 1 июля 2003 по 30 июня 2004 года) продано 25,2 млн. полисов ОСАГО. Страховщиками собрано 48,2 млрд. руб. Заявлено 535 000 страховых случаев, из них урегулированы 434 000, а 101 000 остались неурегулированными. Выплаты составили 8,2 млрд. руб. (средняя выплата — 18,9 тыс. руб.). В этом году за девять месяцев уже собрано около 35 млрд. руб. Правда, и выплаты пострадавшим в ДТП автомобилистам увеличились до 12 млрд. руб. Информация о том, сколько собрали страховщики за прошедший год, появится не ранее марта, когда страховщики предоставят более детальную информацию в Российский союз автостраховщиков. Однако уже сегодня ясно, что их доходы от «обязаловки» не уменьшатся. Например, практически все крупные страховые компании заявляют, что у них увеличились сборы страховых премий с автовладельцев. Правда, компании утверждают, что и выплаты автомобилистам также увеличились в разы.

Если страховщики в целом удовлетворены законом, то у обычных граждан иное отношение к ОСАГО. Недавно Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) привел данные о том, насколько россияне удовлетворены системой обязательного автострахования. Как показали опросы, большинство пользователей ОСАГО сосредоточены в мегаполисах и только около половины из них довольны тем, как работает система. Наибольшее недовольство деятельностью страховщиков вызывают бюрократизм, чрезмерная продолжительность всех процедур по оформлению ОСАГО, а также неполные выплаты страховых возмещений.




None