1166

Брат, денег дай...

Поймать инспектора на взятке практически невозможно
«Охота на ведьм» в рядах нашей доблестной инспекции ведется довольно давно, но вот ее результаты обнадеживающими назвать нельзя. Мы уже писали, что к уголовной ответственности привлекаются единицы, тогда как большинство «оборотней» либо с позором выгоняют со службы, либо и вовсе всего лишь строго отчитывают «на ковре» у начальника. Однако чтобы показать неутомимость борьбы с нечистоплотными служителями свистка и полосатой палки, гаишное начальство порой выдает скупую информацию о задержании очередного «оборотня», но вот дальнейшая его судьба в большинстве случаев остается за кадром.
Поделиться

«Охота на ведьм» в рядах нашей доблестной инспекции ведется довольно давно, но вот ее результаты обнадеживающими назвать нельзя. Мы уже писали, что к уголовной ответственности привлекаются единицы, тогда как большинство «оборотней» либо с позором выгоняют со службы, либо и вовсе всего лишь строго отчитывают «на ковре» у начальника. Однако чтобы показать неутомимость борьбы с нечистоплотными служителями свистка и полосатой палки, гаишное начальство порой выдает скупую информацию о задержании очередного «оборотня», но вот дальнейшая его судьба в большинстве случаев остается за кадром.


В последних числах марта официальные чины ГИБДД сообщили об еще одной удачной операции по выявлению взяточников в своих рядах. Благодаря помощи автовладельца на скамье подсудимых может оказаться капитан милиции, согласившийся за определенное вознаграждение помочь водителю решить его проблемы. Мужчина незадолго до этих событий попал в ДТП и не был уверен в благополучном исходе дела. Услужливый инспектор в группе разбора предложил ему заплатить 300 долларов за гарантированное решение в его пользу, но автовладелец не пошел на преступление. Передав информацию в отдел собственной безопасности, он вроде бы согласился дать взятку, но именно при передаче денег «оборотня» в капитанских погонах задержали «охотники на ведьм». Сейчас известно, что прокуратура Северного округа уже возбудила по этому факту уголовное дело, но как скоро оно дойдет до суда и каким будет приговор, загадывать рано.

Шоу продолжается?

Но этот случай скорее исключение из правил, чем само правило, поскольку, как и любое силовое ведомство, ГИБДД всячески старается избегать скандалов, связанных со своим именем. Один пойманный за руку инспектор — лишь капля в море по сравнению с общим числом коррумпированных сотрудников структуры. Мы уже писали («МКмобиль», №12/2005), что от уголовной ответственности доблестные служители свистка и полосатой палки уходят просто виртуозно. Так что нельзя не предположить, что и это дело замнут. Правда, есть и другая возможность — процесс над капитаном-мздоимцем может стать показательным выступлением, доказывающим плодотворную деятельность по борьбе с коррупцией.

Кстати, подобное театральное действо придорожные инспектора уже разыгрывали перед благодарными зрителями. По заверениям больших «шишек» от ГИБДД, основная причина взяточничества — желание самих водителей не только нарушать Правила, но и уходить от наказания. Чтобы прекратить это «безобразие», был устроен «публичный суд» над попытавшимся дать взятку водителем. В начале августа прошлого года молодой москвич развернулся через «сплошную» и тотчас был схвачен инспектором ДПС. Водителю просто не повезло, именно в этот день ГИБДД и Управление собственной безопасности проводило совместное мероприятие по выявлению взяткодателей. А поскольку показатели нужно было поднимать, автовладелец оказался на скамье подсудимых. В середине ноября был вынесен приговор — 2 года условно, а все попытки обжаловать это решение ни к чему не привели. Мосгорсуд уже «высказался» по этому поводу. Следующая ступень — Верховный суд, если водитель решит-таки продолжить скорее всего бесполезную борьбу с бюрократической машиной.

Корпоративные ценности

По задумке, этот процесс должен был заставить водителей отказаться от идеи давать взятки, а самих инспекторов избавить от желания получить прибавку к жалованью. На деле все вышло совершенно иначе. «Поборы» на дорогах продолжаются в том же объеме, только обычное еще полгода назад предложение разойтись без протокола сейчас сменилось на сочувственные реплики о возможности принудительно стать пешеходом. Догадливый водитель сам должен сообразить, что от него требуется. Поскольку чаще всего единственным доказательством мздоимства является диктофонная запись, подобная тактика позволяет даже в самом неблагоприятном случае выйти сухим из воды.

Правда, нельзя отрицать, что поймать инспектора за руку на дороге — дело практически безнадежное. Записывать переговоры с соблюдением всех необходимых норм могут и Управление собственной безопасности, и сотрудники УВД, и прокуратура, но все эти ведомства очень редко патрулируют трассы. Но когда у водителя вымогают деньги в группе разбора или МРЭО, шанс привлечь мздоимца к ответственности все-таки есть. Единственная ошибка многих граждан — это обращение в контрольно-профилактический отдел. Это часть самой ГИБДД, призванная следить за чистотой рядов, но поскольку ее сотрудники носят те же погоны, что и инспектора ДПС, расследования чаще всего заканчиваются небольшими «семейными сценами». А искавший правды обыватель может рассчитывать лишь на дежурную отписку — «фактов, указанных вами в заявлении, в ходе служебной проверки не выявлено». А вот сотрудники Управления собственной безопасности с гораздо большим рвением берутся за выявление нечистоплотных служивых. О нелюбви этих двух ведомств сказано уже немало (достаточно вспомнить случай с перестрелкой на Кутузовском проспекте), так что с их помощью посадить на скамью подсудимых мздоимца гораздо проще. Единственное, что может помешать в этом случае, — так это «профессиональная этика» гаишников, не желающих сдавать своих. А выходить сухими из воды придорожные милиционеры умеют гораздо лучше, чем наводить порядок на дорогах.