1396

Автопони cнова в моде

Североамериканское автошоу демонстрирует новые тенденции развития мирового автопрома
Так уж повелось, что автомир начинает очередной календарный год в штате Мичиган в американской столице автомобилестроителей Детройте: с 8 по 10 января прошли пресс-дни 18-го Североамериканского международного автошоу (NAIAS) — таково его официальное название. Под огромной крышей выставочного павильона Кобо-холл на площади в 750 футбольных полей разместились около семисот автомобилей-экспонатов, из которых 21 серийный автомобиль 2006—2008 модельных годов и 16 концептуальных машин заявлены в качестве мировых премьер.
Поделиться

Так уж повелось, что автомир начинает очередной календарный год в штате Мичиган в американской столице автомобилестроителей Детройте: с 8 по 10 января прошли пресс-дни 18-го Североамериканского международного автошоу (NAIAS) — таково его официальное название. Под огромной крышей выставочного павильона Кобо-холл на площади в 750 футбольных полей разместились около семисот автомобилей-экспонатов, из которых 21 серийный автомобиль 2006—2008 модельных годов и 16 концептуальных машин заявлены в качестве мировых премьер.

Кстати сказать, эта автомобильная выставка впервые приняла гостей еще в 1907 году, однако международной стала лишь в 1987-м, когда в ней приняли участие «Toyota» и «Nissan», выставившие свои роскошные и сразу же полюбившиеся американцам модели Lexus и Infiniti. С тех пор Детройт представил в общей сложности 924 автомобильных новинки и вошел в «могучую кучку» мировых автосалонов наряду с Женевой, Франкфуртом, Парижем и Токио. Ожидается, что NAIAS в нынешнем году посетит почти миллион человек, а экономический эффект превысит $1 млрд. — на $300 млн. больше, чем принесли организаторам последние летние Олимпийские игры. О салоне расскажут миру 279 ТВ-компаний, 6800 журналистов, из которых треть — зарубежные. Для широкой публики салон открыл двери 14 января.

И еще одна особенность Детройтского салона, свидетельствующая о его высоком международном деловом статусе: как правило, сюда съезжаются все первые лица мировых производителей автомобилей. А в этом году есть и своя интрига. Руководителям двух членов американской «большой тройки» — GM и «Ford» — придется доложить и американцам, и мировому автомобильному сообществу об экономическом здоровье своих супербрендов. Они хотя и являются столпами американской индустрии (помните крылатую фразу отца-основателя одного из них: «Что хорошо для «Ford» — хорошо для Америки»?), но финансовый пульс и производственные планы корпораций стали вызывать у экспертов определенные опасения. И это при том (или именно поэтому?), что их экспозиции на салоне самые внушительные.

Теперь о тенденциях, проявившихся в Детройте. Они хотя и отражают прежде всего настроения самого массового в мире, хотя и специфичного покупателя — американцев, тем не менее не могут не отразиться на тактике и стратегии всех мировых автопроизводителей, большинство из которых всеми силами пытаются расширить свои позиции в Новом Свете.

Экспозиция салона наиболее явственно демонстрирует два как бы взаимоисключающих тренда. С одной стороны — большой выбор новых компактных моделей и автомобилей с вместительными, объемными кузовами, но с экономными и не слишком «литражными» моторами. С другой, подтверждая, что старая любовь не ржавеет, и у американцев это не менее обширный модельный ряд новинок, смахивающих на лакированные и зализанные грузовые фургоны, эдакие мастодонты дороги с немыслимо мощными и прожорливыми двигателями.

Таков ответ на реалии американского рынка, на котором сейчас представлено более 1900 моделей! В минувшем году ощутимо возросшие цены на топливо даже в США заметно снизили спрос на большие SUV, что подвигло ряд крупных автопроизводителей к выпуску экономичных компактных моделей, многофункциональных кроссоверов и MPV, в которых использованы платформы обычных седанов и фургонов, а также гибридные модели. Однако выпуск новых версий мощных SUV также продолжается, так как их продажи, как и роскошных лимузинов, наиболее прибыльны, хотя и в этом рыночном секторе все больше зеленой краски: они предлагаются с движками, работающими на альтернативном топливе и с новейшими двигательными установками — гибридными, электрическими и быстро развивающимися технологиями на топливных элементах.

Производство автомобилей нередко сравнивают с индустрией моды: оба бизнеса подвержены быстрой смене дизайнерских стилей, и то, что вчера казалось ненужным предметом из бабушкиного сундука, сегодня снова в моде. Так что неудивительно, что в Детройте наряду с симпатичными компактными кроссоверами и «политкорректными» с точки зрения бензинового аппетита среднеразмерными седанами большой интерес у здешней публики все же вызовут так называемые «пони кар» нового поколения.

Напомним, что кличку «пони кар» впервые получил сорок лет назад Ford Mustang — сравнительно недорогой, но мощный (движок объемом более 300 л.с.) спорткар, который могли позволить себе молодые покупатели среднего достатка. Так родился типично американский и невероятно популярный в США одноименный класс автомобилей. Mustang быстро стал культовой моделью, как и его конкуренты, такие как Chevy Camaro, Dodge Challenger и их версии. Так вот, «большая тройка» решила сыграть на ностальгии отцов и сыновей: «Ford» выставил серийный прототип модели Shelby Cobra GT500 2007 модельного года, а среди концептов красуются Chevrolet Camaro coupe от GM и Dodge Challenger coupe от «DaimlerChrysler». Ожидается, что нынешние «пони кар» с задним приводом, дизайн которых решен в стиле ретро, вызовут у американской публики подлинный ажиотаж, хотя они стали не только мощней, но и много дороже.

Как дань прошлому воспринимается и концепт Chrysler Imperial — этот шильдик всегда красовался на огромных лимузинах бренда. Модель построена на базе седана Chrysler 300 и в дизайне как бы повторяет надменность и пафосность Rolls-Royce Pfantom.

Просчитав растущий интерес американцев к моделям мини (что, по мнению маркетологов, объясняется и тем, что все больше молодых американцев стало возвращаться для постоянного житья из коттеджных предместий в города), «Honda» и «Nissan» привезли в Детройт в качестве мировых премьер серийные прототипы моделей 2007 года класса «В» — «размер», еще мало известный в США. Новая версия Honda Jazz получила американское имя Fit («хорошо сидящий, подогнанный»). Более компактная и менее дорогая, чем Civic, эта модель будет конкурировать на местном рынке с Toyota Yaris. Nissan Versa, одноклассник Fit, меньше другой новинки от «Nissan» — Sentra, но обе модели будут продаваться здесь дешевле $20 000, при том, что сейчас современные навороченные «компакты» стоят за океаном от $10 000 до $14 000.

Кстати сказать, «Honda» в Детройте уже сопутствует первый большой успех.

В рамках салона, к большому огорчению «Ford Motors» и GM, Honda Civic 2006 года и первому у этого бренда пикапу Ridgeline коллегия из 49 автомобильных журналистов из США и Канады присудила титулы автомобилей года, им уступили в финале Ford Fusion и Pontiac Solstice.

Американская половинка «Daimler Chrysler» выставила замену модели Neon — 5-дверный хэтчбек Dodge Caliber 2007, снабженный современным вариатором, под капотом которого новый «глобальный» 4-цилиндровый мотор, как опция — полный привод. Кроме того, представлен новый Chrysler Aspen 2007. Другое подразделение концерна — «Jeep» — обозначилось серийным прототипом Compass 2007, построенным на платформе Caliber, — это первый Jeep-паркетник.

На возросший потребительский спрос в рыночной нише кроссоверов — вместительных семейных автомобилей более легких и экономичных по сравнению с SUV — отреагировали новинками несколько брендов. Среди дебютных кроссоверов салона — концепт Honda Acura RDX, у которой общая платформа с Civic. Buick Enclave — первый новый кроссовер от GM, в этой переднеприводной модели использована новая фирменная архитектура Lambda, как опции — двигатель V8 и полный привод. Ford Edge — 5-местный кроссовер, построенный на модернизированной платформе Mazda6, которая, кстати, использована и в Ford Fusion. Эта модель оснащена новым двигателем V6 объемом 3,5 л и 6-скоростной АКП. Публика увидит и кроссовер Lincoln MKX, который на самом деле — «переосмысленный» Lincoln Aviator и кровный брат Ford Edge, с которым делит платформу Mazda6 (по фирменной задумке, он должен конкурировать с Lexus RX 330). «Hyundai» показывает в Детройте второе поколение кроссовера Santa Fe, производство которого начнется в Алабаме. Спортивный кроссовер от подразделения этого бренда Kia Soul, специально подготовленный для американского рынка, будет собираться в Корее и может поставляться с третьим рядом сидений.

Видимо, разделяя мнение, что нынче не лучшее время для расширения продаж полноразмерных SUV, GM окутал экологическим флером концепт Chevrolet Tahoe 2008, снабдив его гибридной двигательной установкой, созданной совместно с «DaimlerChrysler» и BMW. «Toyota», желая укрепить свой статус лидера гибридных технологий, представила в Детройте свою пятую гибридную модель — новое поколение седана Camry, двигательная установка которого эквивалентна по мощности бензиновому двигателю V12, но значительно экономичней. Свой вариант гибрида демонстрирует на салоне «Mitsubishi»: концептуальный Concept-CT MIEV — спортивного вида компакт в классе «В» с бензиновым 1,1-литровым мотором, спаренным с электрогенератором, а у каждого из его четырех колес — свой электродвигатель. Новый гибрид от «Ford» — 3-местный спортивный малыш Reflex, способный проехать 105 км на 4,5 литрах дизельного топлива.

Назовем и другие мировые дебюты автограндов на Детройтском автосалоне. Начнем с немцев. «Audi» блеснула версией модели S6 2006, оснащенной движком своей же модели S8, точнее — мотором V10 от Lamborghini Gallardo. BMW решила поразить богатых американских любителей быстрой езды освеженными версиями родстеров Z4 и Z4M, получивших новые рядные 6-цилиндровые двигатели объемом 3,0 л (265 л.с.) 3,2 л (330 л.с.). «Mercedes-Benz» снял покрывало со своего полноприводного 7-местного полноразмерного SUV GL 2007, оснащенного 4,6-литровым двигателем V8 мощностью 335 л.с. У него общая платформа с моделями M-class и R-class, машина будет собираться в США.

Что касается азиатских производителей, то «Hyundai» показывает еще и концепт HCD-9 Talus, дающий представление о том, каким, по мнению этого бренда, должны быть 4-дверные спортивные автомобили. «Lexsus» привез в Детройт новую версию LS 460, которая, по словам представителей фирмы, как следует взбодрит весь сегмент моделей премиум-класса. «Mazda» демонстрирует заднеприводный концепт Kabura sports coupe, предназначенный для начинающих фанов спорткаров. «Mitsubishi» представил новое поколение знаменитой модели Eclipse Spyder в двух версиях: GS (4-цилиндровый двигатель 2,4 л мощностью 162 л.с.) и GT (V6, 3,8 л, 263 л.с.), как опция — аудиоустановка мощностью 650 Вт.

Среди американских мировых дебютов отметим Cadillac Escalade ESV EXT — обе модели получили новый внешний и внутренний дизайн, за счет повышения аэродинамических качеств кузова, системы деактивации цилиндров и новой 6-скоростной АКП повышена их экономичность. В Детройте дебютирует и концептуальный полноприводный седан Lincoln MKS премиум-класса, созданный на новой платформе Ford D3, разработанной на «Volvo».

Конечно же, все новинки Детройтского автосалона буквально нашпигованы новейшими системами безопасности. Но, как метко заметил один из экспертов, все эти бортовые компьютерные электронно-механические хитрости не только обеспечивают безопасность седоков, но и отбирают у водителя контроль над автомобилем, что, наверное, и неплохо. Но беда в том, что они еще — опосредованно — снимают с него ответственность за управление автомобилем.

А это уже опасно, поскольку за рулем еще слишком часто оказываются люди, злоупотребившие алкоголем. И в этом случае любая электронная система бесполезна — против лома нет приема. Вот ведь в чем главный вопрос! Так что думать сейчас, пожалуй, надо уже не столько о гибридах, дизайне в стиле «пони кар», лошадиных силах и электронике, сколько о том, как обществу защититься от пьяного водителя. И в обязательном законодательном порядке оснащать все автомобили сенсорным приборчиком, показанным в Детройте, блокирующим двигатель, если за руль сел подвыпивший гражданин. А в России такой «замочек» должен быть в бронированной коробочке, под пломбой и строго контролироваться при техосмотре. Вот какой главный вывод напрашивается после знакомства с автосалоном в Детройте.