В России начались продажи седана на базе Volkswagen Golf пятого поколения. Он получил то же самое имя, что и при своем первом появлении на свет.
Трудно сказать, кто на кого больше похож: сегодняшняя Jetta на Passat В6 или Bora на Passat 1998 года. Но то, что при беглом взгляде в профиль их трудно различить, — факт. И ничего в этом удивительного нет: Jetta, конечно, хотя и не уменьшенный клон Passat, но их общие фамильные черты не увидит лишь слепой. Это, если можно так сказать, «Пассатик» для начинающих — для тех, кому Passat пока не по карману или еще по штату не положен, но иметь нечто подобное очень хочется.
Новая Jetta похожа на Passat не только трехобъемным профилем, но и оформлением кормы. Фарами она напоминает Golf Plus, внутри — простой Golf, задние фонари формой и расположением копируют «пассатовские», а белым кругом — Plus. Решетка радиатора тоже почти как у «старшего брата». Есть и плечевая линия, проходящая вдоль обоих бортов через крылья и двери от передней оптики к задней. Но, в отличие от Passat, она не такая острая. По нижним частям дверей тоже проходят аэродинамические углубления, но без обрамления молдингами (что не есть хорошо). Нет их и на заднем бампере.
Открыв водительскую дверь, оказываешься в царстве обычного Golf. Здесь все знакомо: то же оформление щитка приборов и передней панели с прямоугольными дефлекторами. В центральном тоннеле около рычага коробки передач аналогичная закрывающаяся шторкой емкость. На потолке возле ветрового стекла настоящее многосекционное очко-, ручко- и компактдискохранилище. Зато на заднем диване кажется просторней, чем в Golf. Почему? Ведь базы-то у них одинаковые. Скорее всего, это именно «кажется» — за счет лишнего третьего объема, появившегося сзади. Здесь и откидной подлокотник, открывающий доступ в багажник (для перевозки длинномеров), и выдвижные подстаканники, и розетка на 12В, и специальное освещение. И хотя Jetta — классический седан, у него корни хэтчбека: разделенная спинка заднего сиденья может складываться как целиком, так и по частям. Все удобства хэтчбека и достоинства седана «в одном флаконе»!
Впервые появившись на свет чуть позже бестселлера и родоначальника класса по имени Golf, Jetta пережила четыре реинкарнации: первые два поколения назывались Jetta, третье — Vento, а четвертому досталось имя Bora. Хотя в Америке, где, как и в России, больше уважают седаны, а не хэтчбеки, все они по-прежнему продавались как Jetta.
Судьба всех гольфовских седанов в Старом Свете оказалась не очень счастливой: трехобъемным автомобилям этого класса европейцы предпочитали двухобъемные. Зато в Новом Свете все Jetta были в почете, особенно последняя. Да и у нас Воrа пользовалась неплохим спросом, несмотря на более высокую, по сравнению с Golf, цену. На ее базе немцы даже сделали универсал. Но в Европе Bora, что называется, не пошла, несмотря на все старания инженеров и маркетологов.
И название благозвучное, и даже с глубоким смыслом: «бора» означает сильный, порывистый северный ветер, дующий с гор в некоторых приморских районах. На ее фоне странно было наблюдать заморские успехи Jetta, тем более зная о том, что это слово в американизированном испанском означает что-то неудачное. А делается американская Jetta в Мексике. Парадокс? И теперь она вернулась в Европу. И вернулась именно как Jetta, а не как какой-то очередной «ветер».
Европейская Jetta отличается от американской не только оптическими приборами и рамкой под задний номерной знак. При той же базе «европейка» шире «американки» на 21 мм, а ее багажник вмещает аж на 74 литра больше! Он всего лишь на 38 литров меньше «пассатовского». В Европу идут также совершенно другие моторы и трансмиссии. Если в США Jetta комплектуется всего одним бензиновым (рядная «пятерка» объемом 2,5 л 150 л.с.) и одним дизельным (1,9 л 101 л.с.) двигателями, то в Европу идут две «бензинки» (1,6 и 2 л) и два дизелька (1,9 и 2 л). Коробки в основном шестиступенчатые механические.
На тест предлагались две модификации Jetta — с 1,9-литровым турбодизелем и 1,6-литровым бензиновым мотором. Остановились на 1.9 TDI, чтобы сравнить его с 2-литровым (которым был оснащен протестированный ранее Golf Plus). Как-никак, разница между ними по мощности существенная, 105 «лошадок» вместо 140, в то время как по объему всего полстакана. Сравнить их захотелось и потому, что оба мотора поставляются в Россию официальными дилерами.
Не зря говорят, что современные дизели по своим повадкам все больше становятся похожими на бензиновые моторы. Так и этот. Несмотря на холодную погоду, дизелек затарахтел сразу, как только стартер провернул коленвал. Перед этим свечи накаливания прогревали впускной тракт буквально одну секунду. Вот что значит система подогрева нового поколения! А тронуться, почти не поддавая газа, но при этом быстро отпуская сцепление, как на традиционных дизелях, не получается.
Уверенно катиться в городском потоке, где скорость ограничена 50 км/ч, можно, не поднимая обороты выше 1500. Но eсли при этих оборотах дизель просто тарахтит себе потихоньку, то с 2000 он начинает «просыпаться», а с 2500 у него словно открывается второе дыхание, и какой-то неизвестный «фольксвагеновский» ветер мощным потоком уносит машину вперед. Если разгон с места до «сотни» не впечатляет, то ускорение, с которым Jetta уходит в отрыв со скорости 60—80 км/ч, приятно вдавливает в кресла. При этом можно даже не переходить на пониженную передачу, дизельные характеристики это позволяют. Однако если загрузить машину, то переключиться все же придется. Ведь если пика крутящего момента в 250 Нм 1.9 TDI достигает при 1900 об/мин, то максимальную мощность в 105 л.с. он готов отдать только на 4000 об/мин. Компромисс где-то между ними, но ближе к 4000. Кстати, 1.9 TDI — не самый «тухлый» джеттовский мотор. С бензиновым 1,6 л, который уступает ему всего 3 «лошадки», Jetta проигрывает и в темпераменте, и в «максималке», но самое большое отставание в крутящем моменте — 102 Нм! А если посмотреть данные по вредным выбросам в атмосферу, то окажется, что дизель в полтора раза чище!
По своему поведению Jetta — типичный немецкий автомобиль. Однако показалось, что он помягче Golf. Его независимая подвеска (сзади четырехрычажная) вполне комфортно отрабатывает встречающиеся неровности. Крены в поворотах минимальны, а реакция на сброс газа вполне адекватная и предсказуемая.
Современные автомобили Volkswagen уже в базовых вариантах насыщены различной электроникой, задача которой — предотвратить ДТП, а если оно неизбежно, сделать минимальными последствия. Даже в самой скромной и дешевой комплектации Trendline (только моторы 1,6 и 1,9 TDI) Jetta оснащена шестью подушками безопасности. Все машины с полным электропакетом и кондиционером. Антиблокировочная система тормозов идет в паре с электронным распределением тормозного усилия EBD, а система стабилизации ESP дополнена электронной блокировкой дифференциала EDL и системой контроля тяги TCS.
Автомобиль выпускается в трех традиционных для VW комплектациях. Помимо простейшей Trendline есть еще Comfortline (ее можно узнать по хромированной окантовке боковых окон) и самая дорогая Sportline (она «сидит» на 15 мм ниже).
Понятно, что комфорт и безопасность не могут стоить дешево: базовая Jetta в Европе стоит на 200 евро больше, чем самый простой (без кондиционера) Touran, но на 1520 меньше простейшего Passat. Побывавший у нас на тесте экземпляр в комплектации Comfortline продается за 20 490 евро со всеми налогами.
Скоро новый фольксовский седан появится и у нас: седаны в России любят больше, чем в Западной Европе.