Впервые BMW 7-й серии в кузове Е38 показали в 1994 году. Однако несмотря на то, что с момента дебюта модели прошло уже довольно много лет, автомобиль все еще считается очень престижным. Помимо того он чертовски комфортен и имеет двигатели, которым позавидуют многие автопроизводители.
Если вы никогда не ездили на такой машине, как BMW 7-й серии, Mercedes S-класса или Audi A8, то очень советуем хотя бы попробовать. Ведь только тогда вы поймете, что же на самом деле означает понятие «комфортабельный автомобиль». В «семерке» просто приятно находиться, и первое время после покупки этого автомобиля (пусть даже и подержанного) вы, сидя дома в кресле, будете с нетерпением ждать момента, когда вновь окажетесь за рулем своей машины.
Вы будете смеяться, но сейчас можно купить BMW E38 примерно за $10 000—15 000. Конечно, таких денег стоит автомобиль 1994—1996 годов выпуска, однако хотите верьте, хотите нет, но можно найти вполне достойную машину. В нее, конечно, придется вложить пару тысяч «баксов», но для автомобиля подобного класса это не слишком много (если вы не можете себе позволить выкинуть на ремонт хотя бы такую сумму, то «семерка» не для вас). Как правило, «семерки» укомплектованы по полной программе. Само собой, все электронные «навороты» необходимо тщательно проверить, ведь если что-то сломано, можно смело требовать от продавца снизить цену. Например, частенько бывает, что не работает механизм автоматического складывания боковых зеркал.
Согласны, практической пользы от этого «наворота» не слишком много, но любой владелец «семерки» захочет, чтобы в его машине все работало (а значит, $100—200 из бумажника придется достать). А вот поломка блока управления климатической системой или еще какого-нибудь элемента кондиционера приведет к гораздо более серьезным тратам: придется раскошелиться на $1000—1500, а то и больше (мастера советуют особо внимательно проверять «кондей» автомобилей, выпущенных в середине 90-х годов, которые уже несколько лет ездят по нашим дорогам). Хотя в принципе электрика BMW 7-й серии Е38 достаточно надежна.
Перед рассказом о силовых агрегатах хочется предупредить вот о чем: транспортный налог сейчас взимается исходя из количества лошадиных сил. А ставка на машины, имеющие мощность свыше 250 л.с., очень приличная. В Москве это 100 руб. за 1 л.с., а вот в Петербурге — уже 150 руб. То есть житель столицы, купивший самую мощную BMW 7-й серии, отдаст в казну 32600 руб. (это еще ничего — петербуржец выложит все 48900 руб.).
И так каждый год! Поэтому стоит десять раз подумать, сможете ли вы потянуть мощную «семерку».
Для начала — о довольно редко встречающихся у нас дизельных «семерках». Самые простые автомобили (725d) имели 6-цилиндровый дизель объемом 2,5 л. Он выдавал лишь 143 л.с. — для автомобиля представительского класса это очень мало, поэтому такие версии лучше сразу отмести в сторону. А вот если вам попадется BMW 730d или BMW 740d (их начали делать в конце 90-х годов), приглядитесь к мащине повнимательнее. Ведь 2,9-литровый мотор 730d выдает 193 л.с., а BMW 740d имеет под капотом агрегат объемом 3,9 л мощностью уже 245 л.с. Вот это уже вполне приличные цифры, тем более что дизели отличаются плавной и довольно тихой работой. Покупая дизельную BMW, нужно помнить, что она требует только хорошего топлива. Поэтому «бывалые» рекомендуют при малейшем сомнении в качестве солярки отстаивать ее в бочках.
А кроме того, нелишней окажется покупка специального подогревателя топлива, который решит проблемы с запуском мотора зимой. Но все же опасаться надо не того, что дизель будет плохо заводиться в холода (на самом деле эта проблема не слишком актуальна для моторов BMW). Гораздо больше расстройств может преподнести поломка турбины, топливного насоса высокого давления или деформированная головка блока цилиндров (встречается и такое). И если замена турбины стоит около $1200—1500 (чаще ее можно отремонтировать за $400—700), то поломка «головы» потребует уже более $2000—3000!
Бензиновые моторы обычно 8-цилиндровые, хотя скромный 6-цилиндровый агрегат объемом 2,8 л (193 л.с.) тоже встречается. BMW 728i одно время были самыми доступными, хотя сегодня это утверждать нельзя. Рядная «шестерка» достаточно надежна, однако ее ресурс все же поменьше, чем у более престижных и «крутых» V8, хотя рядные моторы работают стабильнее. Однако 2,8-литровые моторы BMW 7-й серии, сделанных в середине 90-х годов, чаще требуют серьезного ремонта ($1500—3000). Еще можно встретить «семерки» с 3-литровым мотором, причем они бывают двух типов — один помощнее.
Моторы V8 бывают двух объемов: 3,5 л (238 л.с.) и 4,4 л (286 л.с.). Пожалуй, именно эти силовые агрегаты можно назвать наиболее подходящими для подержанных «семерок» (модели 735i и 740i соответственно). Ведь машины с 8-цилиндровыми моторами сочетают в себе потрясающую надежность и отменные динамические характеристики. Хронических «болезней» у V8 нет, разве что иногда подтекает масло из-под клапанной крышки. По словам мастеров, с небольшой утечкой можно совершенно спокойно ездить, ну а если захочется заменить прокладку, это обойдется в $100—150. Терпимо.
«Крутые пацаны» всегда считали, что BMW 7-й серии должна иметь двигатель V12 объемом минимум 5,0 л, а лучше 5,4 л мощностью 326 л.с. (именно поэтому 750i так много в России). Этот мотор тоже очень надежный и, говорят, может проехать 700 000 км, а то и целый миллион. Однако нужно сразу предупредить, что эксплуатация BMW 750i обойдется в заметно большую сумму, чем BMW 740i и тем более BMW 735i. Ведь не надо забывать о налогах. Кроме того, элементарное техобслуживание V12 стоит дороже, чем V8, да и цены на запчасти немного разнятся. Еще замечено, что у «семерок» с самым мощным мотором быстрее изнашиваются детали ходовой. Ну а если V12 «стуканет», вообще дело труба. Так что подумайте — может, брать менее разорительные «семерки» с моторами V8?
У двигателей BMW (вне зависимости от количества цилиндров) есть два главных врага: плохой бензин, из-за которого силовой агрегат изнашивается гораздо активнее, и перегрев. Если последнее произошло, последствия могут оказаться самыми печальными. Часто приходится ремонтировать головку блока цилиндров, что стоит $800—1500 (хотя случается, что моторы даже после перегрева работают без проблем). Поэтому владельцы автомобилей должны следить за тем, чтобы радиатор был всегда чист, бачок охлаждающей жидкости заполнен нормальным раствором (его надо менять каждые два года), а все хомуты затянуты. Кстати, последний совет не лишний — со временем хомуты ослабевают или протекают сами патрубки.
Коробка передач на BMW 7-й серии обычно автоматическая, причем, как правило, с возможностью ручного переключения (бывает и без оного). «Автомат» надежный, однако, покупая автомобиль, которому уже больше семи лет, нужно помнить, что трансмиссия на нем может оказаться достаточно сильно изношенной. Сколько будет стоить ремонт, мастер скажет только после вскрытия АКП — при плохом развитии сценария с банковского счета улетучится $2000. Причем если сервисмен отметит, что неплохо бы заменить в АКП ту или иную деталь, то данную работу надо выполнять незамедлительно (особенно если речь идет о прокладках — в этом случае часто удается ограничиться лишь $200). К надежности «механики» претензий тоже нет. Однако прежде чем купить «семерку» с «ручной» коробкой, надо крепко подумать, а стоит ли это делать. Ведь 7-я серия создана для комфорта, так зачем, управляя этим автомобилем, самому переключать скорости в «пробках»? Нет уж — «семерка» должна иметь «автомат». И точка.
Ходовая часть BMW 7-й серии Е38 довольно крепкая, однако водители «семерок» порой не притормаживают перед колдобинами (на это их провоцирует не только имидж автомобиля, но и его плавность хода). В результате при езде по российским дорогам примерно раз в 50 000—80 000 км требуют замены передние шаровые опоры, сайлент-блоки и рычаги. Однако если при покупке «семерки» вы увидите, что эти детали уже изношены, не надо пугаться, ведь опоры и рычаги обойдутся в $80—150 за штуку, а сайлент-блоки — в $50—80. Причем в продаже можно встретить очень качественные неоригинальные детали (многие предпочитают брать продукцию фирмы «Lemforder»). И получается, что переборка ходовой, которую надо проводить раз в 2—3 года, обходится в $500—800. Поверьте, для представительской машины это немного. А вот когда «убиты» так называемые H-образные рычаги ($250—300 за штуку), надо задуматься над тем, как же машину раньше эксплуатировали, ведь эти рычаги при аккуратной езде испортить просто нереально. Обратите внимание на амортизаторы. Если они простые, их замена стоит относительно недорого (примерно $120—200 штука). Но бывает, что BMW 7-й серии имеет амортизаторы с регулировкой, за которые просят уже $500—700.
И еще одна тонкость — в рулевом управлении «семерки» есть так называемая рулевая машинка. Так вот, когда пробег автомобиля составляет уже около 200 000 км, она может быть изношена. Некоторые мастера обещают ее отремонтировать за $300—400. Но будьте внимательны — часто попытка реанимировать рулевую машинку ни к чему не приводит. А новая стоит, между прочим, более $2000.
ЭКСКУРС
Автомобиль представительского класса появился в гамме BMW в 1977 году. Модель с кузовом Е23 первое время оснащалась карбюраторными моторами объемом 2,8 и 3,5 л с мощностью 170 л.с. и 184 л.с. соответственно. Затем «семерка» получила 3,5-литровый агрегат с системой впрыска топлива (197 л.с.). А в 1979-м появилась и версия 750i Turbo с турбированным двигателем объемом 3,2 л мощностью 252 л.с.
В 1986 году показали второе поколение BMW 7-й серии с кузовом Е32. Этот автомобиль стал гораздо более сильным конкурентом представительских Mercedes-Benz. К тому же баварцы выпускали «семерку» не только в стандартном, но и в удлиненном кузове (750iL — дебют этой модели прошел в 1987 году). Под капотом Е32 встречались моторы объемом 3,0 л (188 л.с.), 3,4 л (211 л.с. или 220 л.с.) и 5,0 л (300 л.с.).
В 1994 году свет увидела BMW 7-й серии в новом кузове (Е38). Автомобиль обладал огромным количеством всевозможных «наворотов», доступных в 90-х годах, большим просторным салоном (еще покупатели могли выбрать версию Long) и мощными моторами. Дизельные агрегаты имели объем 2,5 л, 2,9 и 4,0 л (143 л.с., 193 л.с. и 245 л.с. соответственно). Предлагалась и целая гамма бензиновых моторов: 2,8 л (193 л.с.), 3,5 л (238 л.с.), 4,4 л (286 л.с.) и 5,4 л (326 л.с.).
Ну а в 2001 году состоялась премьера принципиально новой 7-й серии, дизайн которой разрабатывал Крис Бенгл (именно он придумал стиль нынешних BMW). Первое время «семерка» имела лишь 6-цилиндровые рядные и 8-цилиндровые V-образные моторы, однако в конце 2002 года дебютировала модель 760i (мотор V12 объемом 6,0 л мощностью 445 л.с.).
В 2005 году BMW 7-й серии претерпела небольшой рестайлинг. Сейчас модель оснащается бензиновыми агрегатами объемом 3,0 л (6 цилиндров в ряд, 258 л.с.), 4,0 л (V8, 306 л.с.), 4,4 л (V8, 367 л.с.) и 6,0 л (V12, 445 л.с.). А дизели имеют объем 3,0 л (6 цилиндров в ряд, 231 л.с.) и 4,4 л (V8, 300 л.с.).
Эксплуатация BMW 7-й серии в кузове Е38, даже если автомобиль не будет ломаться, обходится в приличную сумму (особенно если под капотом стоит V8 или V12, потребляющий на 100 км пути около 20 л бензина). Это, конечно, недостаток «семерки». Но зато и достоинств у машины немало. К главным можно отнести престиж, комфортабельность, отличные моторы и высокую надежность.
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Андрей ЛЕМИГОВ, генеральный директор экспертной фирмы ДЭКС:
— Когда экспертам нашей фирмы задают вопрос о том, какой из автомобилей представительского класса можно купить и получать удовольствие не только от комфорта, но и от отсутствия проблем в обслуживании, сразу вспоминаешь об этом роскошном седане 7-й серии BMW. По уровню комфорта, динамике и престижности при одновременной простоте обслуживания и высочайшей надежности «семерка» практически не имеет себе равных. Даже знаменитый Mercedes-Benz W140 в большей степени создан для заднего «седока», в то время как BMW — автомобиль в первую очередь для водителя, который в любом возрасте хочет чувствовать себя молодым, спортивным, любящим впрыскивать в кровь порции адреналина. Особенностью отечественного рынка подержанных «семерок» стало то, что такой роскошный автомобиль часто продается по цене меньших собратьев — «пятерки» и даже «трешки». При этом, несмотря на возможно большие пробеги и не слишком высокую цену, автомобиль чаще всего оказывается в отличном состоянии.
Дмитрий ЕРОХИН, генеральный директор «Центра автомобильных кредитов», к.э.н.:
— Окончание выпуска 7-й серии BMW в кузове Е38 приходится на тот период времени, который для большинства банков является пороговым — либо вообще по кредитованию подержанных автомобилей, либо по условиям кредита. Так, например, для покупки BMW 728 2001 года выпуска можно найти достаточно много предложений по кредитованию, а купить в кредит BMW 730 2000 года будет уже сложнее, так как банков, кредитующих покупку автомобилей старше 5 лет, всего несколько. Если же рассматривать варианты покупки BMW 7-й серии первых лет выпуска (1994—1995 гг.), то классических автокредитов для покупки данных автомобилей вообще нет, а все, что предлагается на рынке, является вариантами на тему потребкредита.
В качестве примера меняющихся условий кредитования можно привести программу одного из московских банков, который выдаст кредит для покупки BMW 728 2000 или 2001 года выпуска по ставке 10% годовых и с первоначальным взносом от 5%, а на покупку BMW 728 1997—1999 годов выпуска — по ставке 12% годовых и с первоначальным взносом от 10%. Однако такая разница в условиях кредита может и не быть существенной, а переплата по ставке 12% будет компенсирована разницей в цене автомобилей.
В качестве примера покупки рассмотрим вариант с BMW 728 1999 года выпуска за $23 000 и BMW 728 2000 года за $24 000 при наличии $2300 в качестве первоначального взноса и сроке кредита 3 года. Ежемесячная выплата за автомобиль 1999 года составит $688, а общая переплата — $4068 за весь срок кредита; автомобиль 2000 года обойдется в $701, а переплата составит $3536. Соответственно, за автомобиль 1999 года в виде процентов по кредиту будет заплачено на $532 больше, что полностью покрывается разницей в цене этих автомобилей.
Читатели «МКмобиля» могут получить бесплатную консультацию на сайтах www.deksclub.ru и www.centerautocredit.ru