За приборами видеофиксации нарушений власти видят большое будущее, особенно если парламент проголосует за отмену презумпции невиновности в Административном кодексе РФ. А вот деньги на установку «электронных ящиков» дадут автомобилисты.
Все свои беды российская ГИБДД традиционно списывает на безденежье: дескать, нет средств на установку светофоров, отсутствуют «мани» на повышение зарплаты сотрудникам и прочие «песни» в знакомом репертуаре. Выход из, казалось бы, патовой ситуации, похоже, нашел Минтранс. На недавнем совещании ведомства Игоря Левитина со страховщиками была одобрена весьма любопытная идея: планируется, что торговцы полисами ОСАГО станут около 2 процентов от страховых взносов по «автогражданке» направлять на покупку скоростемеров, оснащенных функцией видеофиксации нарушений.
Вообще надо заметить, во многих странах мира страховщики — главные спонсоры программ по улучшению безопасности дорожного движения. В некоторых штатах Америки, к примеру, на деньги страховых компаний устанавливаются дорожные знаки и светофоры, во многих странах Евросоюза коммерсанты оплачивают расходы на издательство школьной литературы на тему БДД и на сооружение пешеходных переходов. И все это многомиллионные проекты.
А вот что касается российских представителей страхового бизнеса, то их вклад в снижение аварийности в нашей стране более чем скромен — 1 процент от сборов по ОСАГО. Правда, и этот процент уходит непонятно кому и непонятно на что. Говорят, что эти деньги на свои служебные нужды получают гаишники, однако за три года существования «автогражданки» еще ни один генерал или полковник от ГИБДД не дал четкого и вразумительного ответа на вопрос «Где деньги, Зин?». В ответ мы слышим лишь вялые отговорки — мол, мы им нашли достойное применение на благо дорожной безопасности.
Программа «Повышение безопасности на дорогах до 2012 года», на которую выделено из казны более миллиарда рублей, думается, также не спасет жизни моторизованных россиян. Почему? Кто-нибудь вдумывался, на что именно пойдут эти деньги? Надеетесь, что на установку светофоров (в рабочем состоянии — лишь 20 процентов электронных регулировщиков в стране)? Нет! На возведение многоуровневых развязок взамен аварийных перекрестков? Опять не угадали! Быть может, на установку приборов видеофиксации нарушений? Снова промах! Представители Департамента ОБДД МВД России отвечают на этот каверзный вопрос весьма уклончиво: дескать, деньги выделены не одной ГИБДД, и предстоит их «распилить» между десятком ведомств. А в перспективе поделенные «бабки» будут потрачены на улучшение дорожного законодательства страны.
Извините, конечно, но тогда какого лешего из наших зарплат вычитают подоходный налог, ведь для того, чтобы депутаты, члены Совета Федерации, Правительство России и куча других госструктур изобретали законы во благо народа, мы каждый месяц платим в казну 13-процентное бремя! Переиначив слова гаишных генералов, можно умозаключить, что «мильярд» рублей будет поделен между ведомствами, а то, что останется в результате этого «распила», уйдет на взятки законодательной ветви власти...
Но вернемся к достигнутым соглашениям между Министерством транспорта РФ и страховщиками. По мнению главы Минтранса Игоря Левитина, чтобы контролировать скоростной режим на федеральных автомагистралях страны, нужно не менее 700 радаров стоимостью 8 миллионов рублей каждый. Страховщики отнюдь не против таких расходов, однако намекнули, что раскошеливаться на 2 процента от сборов по ОСАГО они готовы лишь в том случае, если нарушители Правил будут платить при страховании повышающий коэффициент.
Думается, пожелание коммерсантов будет услышано, тем паче что и главный постовой страны генерал Кирьянов, и ряд депутатов Госдумы не раз высказывались в пользу введения такой системы наказания.
НАША СПРАВКА
Зарубежный опыт показывает, что лучший способ борьбы с нарушителями Правил дорожного движения — видеокамеры, совмещенные с радаром. По данным ООН, из-за превышения установленной скорости происходит почти каждая третья авария в мире, а поймать нарушителя с поличным дорожная полиция может максимум в 5 процентах случаев. В странах, где внедрена система видеофиксации нарушений и где за допущенное уличное хулиганство отвечает собственник авто, из-за превышения скорости происходит лишь каждая двенадцатая авария. Прогресс налицо!