В январе московские «уличные гонщики» объявили о проведении якобы первых легальных соревнований по дрэгрейсингу. И хотя официально гонки состоялись и обошлось без жертв, шоу явно не удалось.
Более того, зрителей попросту обманули. Ведь на самом деле это были далеко не первые легальные гонки на «четверть мили», прошедшие на улицах столицы.
О таком явлении, как «уличные гонки», россияне узнали в 2001 году благодаря фильму «Форсаж». Фильм, на взгляд вашего корреспондента, так себе, но богатая молодежь столицы подхватила модную тему и начала устраивать автомобильные тусовки с проведением дружеских заездов на 402 метра — те самые «четверть мили», или дрэгрейсинг. Правила гонок просты: две машины с приблизительно одинаковыми по рабочему объему двигателями гонят по прямой. Кто первым пересек финишную черту, нарисованную на асфальте, тот и победил.
В отличие от героев фильма отечественные стритрейсеры никогда внаглую городские магистрали не перекрывали и почти всегда умели по-тихому договориться с ГИБДД. Само собой, инциденты случались, и сотрудники ГАИ для профилактики разгоняли стритрейсерские тусовки. Делалось это скорее для того, чтобы «уличные гонщики» не зарывались, знали свое место и не забывали, кто у нас настоящий хозяин дорог. В 2002 году наиболее мощным неформальным объединением считался клуб «Лига уличных гонщиков». Под знаменами «Лиги» проводились довольно интересные заезды с участием дорогих и очень дорогих автомобилей. Но как ни старались активисты «Лиги» добиться официального признания со стороны городских властей и получить право на проведение легальных гонок, это им так и не удалось. Подвела нарочитая самонадеянность и отсутствие соответствующего лобби в коридорах власти.
Более удачливыми в этом вопросе оказались ребята из «Русской ассоциации дрэгрейсинга». Именно они в августе 2002 года при поддержке городских властей провели первые легальные заезды по дрэгрейсингу в столице. Соревнования проходили в Восточном округе на тупиковой улице за заводом АЗЛК. Представители СМИ никакой шумихи по этому поводу не раздували.
В связи с чем зрителей на соревновании оказалось немного и первый этап чемпионата Москвы по дрэгрейсингу прошел мирно и без эксцессов. Довольны остались все: милиционеры, пожарные, дежурные бригады «скорой помощи», ну и, конечно же, сами участники. К сожалению, во время проведения второго этапа чемпионата 4 августа произошла трагедия: в заключительном заезде насмерть разбился один из мотоциклистов (об этом случае подробнее можно прочитать в «МКмобиле» №19 за 2002 год). Гибель человека поставила жирный крест на «Русской ассоциации дрэгрейсинга», существующей сегодня лишь на бумаге. Ну а стритрейсеры вновь перебрались во внезаконное пространство.
Кстати, статус «нелегалов» самих стритрейсеров нисколько не смущает и вряд ли будет смущать. В подпольных гонках присутствует ореол романтики, и они не требуют от участников выполнения каких-то строгих обязательств. Захотел — приехал да погонялся в свое удовольствие. Нет желания — остался дома. К тому же быть аполитичным «неформалом» в нашей стране вновь стало модно. Отчасти именно поэтому нелегальные уличные гонки из андеграундной субкультуры богатой молодежи трансформировались сегодня в обыкновенную молодежную тусовку. Стритрейсерами себя считают нынче все кому не лень — и владелец тонированной «девятки», и девушка, раскрасившая свой Matiz ромашками. Правда, нельзя не отметить тот факт, что серьезно «заряженных» машин, готовых «по-взрослому» участвовать в «соревнованиях на ускорение» (русский вариант названия гонок на «четверть мили»), за последние годы также появилось немало. Однако их количества явно недостаточно для проведения серьезных состязаний. В этом наглядно убедились все, кто побывал на легальных гонках по дрэгрейсингу, устроенных в конце января на Русаковской набережной в Москве.
Организаторами зимней уличной гонки на Яузе выступила «Федерация автомобильного спорта города Москвы». На площадке собралось приблизительно 30 машин, из которых лишь пять-шесть авто действительно были похожи на серьезные стритрейсерские машины. Впрочем, за невзрачным видом других «болидов», может быть, и скрывался их турбоспортивный норов, но продемонстрировать его в деле им не дали. Собственно, нормальные гонки так и не состоялись. Во-первых, из-за неподготовленности трассы организаторы сократили дистанцию с 402 метров до 100. Во-вторых, испугавшись большого стечения народа, объявили об окончании шоу через 20 минут после начала. В финале толпа в 7—9 тысяч человек, промерзнув в ожидании гонок на свежем воздухе 2—2,5 часа, была разогнана милицейским мегафонным лаем: «Просим всех расходиться! Гонок больше не будет!» Обидно? Да! Но если не стонать по поводу отвратительной организации и не валить вину за срыв мероприятия на зрителей (как сделали многие СМИ, с чем я лично в корне не согласен), то в сухом остатке один простой вывод: обычные городские улицы не приспособлены для проведения крупномасштабных соревнований по дрэгрейсингу.
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Марина ВАСИЛЬЕВА, начальник отдела УГИБДД Москвы:
— Проводить данное мероприятие разрешили власти города, и для обеспечения безопасности дорожного движения были привлечены сотрудники нашей службы. Слухи о том, что заезды закончились раньше времени по вине ГИБДД, не являются правдой. На самом деле решение завершить соревнования после четвертого или пятого заезда приняли организаторы мероприятия, поскольку на гонки приехало намного больше людей, чем планировалось. Что соответственно могло угрожать их безопасности.
Сергей МИТРОФАНОВ, президент «Русской ассоциации дрэгрейсинга»:
— Официальное проведение на улицах города гонок по дрэгрейсингу обходится организаторам в среднем в 50 000 долларов. Пока мы отказались от устроения соревнований такого рода. Каждый раз подготавливать трассу и договариваться с властями города о времени и регламенте мероприятия — слишком трудоемкий и затратный процесс. По своему опыту мы знаем, что для организации настоящих шоу состязаний «уличных гонщиков» требуются три составляющие: зрители, достаточное количество участников и специальная трасса с соответствующей инфраструктурой. Если хотя бы один пункт в этом списке оказывается проблемным, то любое соревнование по своему статусу окажется некомпетентной любительщиной и весьма небезопасным делом.
СТАЛКЕР, завсегдатай ночных гонок на «четверть мили»:
— Не знаю, зачем столичным стритрейсерам понадобилось что-то легализовывать. С милицией всегда можно договориться без шума и пыли, с гаишниками тем более. Апробированные места для нелегальных гонок тоже всем хорошо известны. Наверное, кто-то в Москве просто захотел сорвать хороший куш из столичного бюджета — типа под развитие автоспорта. На самом же деле, пока не придет серьезный дядя-инвестор со свитой спонсоров, которые построят трассу и вложатся в создание профессиональных шоу-машин, результат будет один: народ продолжит тусоваться на улицах, а ушлые парни будут периодически трясти деньги с приезжих лохов, ну, скажем, на поддержку клубного движения, развитие стритрейсинга или просто за въезд на мероприятие. Как, например, происходит у нас на «мусоросжигалке» под Люберцами.
Видеорепортаж "МК-Мобиля" вы можете посмотреть здесь - 14.66 MB