Компактные японские внедорожники — одни из самых любимых машин профессиональных продавцов подержанной техники. Они надежны, имеют хороший имидж, довольно комфортабельны и расходуют приемлемое количество топлива. А самое главное — их просто продать, да к тому же японские полноприводные автомобили очень медленно теряют в цене.
Компания «Nissan» долго работала над новым компактным внедорожником, призванным заменить Terrano II. И в 2001 году наконец была показана модель X-Trail. Автомобиль понравился покупателям, а «Nissan» в отличие от тех же «корейцев» не требовалось доказывать всему миру, что он делает надежные автомобили.
Многие X-Trail, встречающиеся сейчас на вторичном рынке, изначально проданы в России — они прожили всю свою жизнь не в тепличных условиях какой-нибудь Австрии или Франции, а на наших просторах. Несмотря на это, автомобиль показал себя надежным и неприхотливым, поэтому бояться покупки «российского» автомобиля не стоит. По крайней мере у вас будет больше шансов проверить его судьбу (по счастью, Nissan X-Trail не в особом почете у угонщиков, что тоже плюс).
Салон первого поколения X-Trail не впечатляет, особенно если говорить о дорестайлинговых машинах, сделанных до осени 2003 года, где интерьер выглядит уж слишком скромно. Интересно, что «Nissan» делал модернизацию, что называется, «по просьбам трудящихся» — владельцы автомобилей получали анкеты, где их просили указать найденные в процессе эксплуатации недочеты. В результате интерьер у обновленных машин стал удобнее, богаче и красивее.
Претензий к качеству сборки интерьера и надежности электрики нет. Разве что иногда выходит из строя блок стеклоподъемников, замена которого обходится в $250—300 (кстати, покрытие «под металл» вокруг кнопок быстро царапается). При этом сам механизм подъема стекла работает безотказно. Что касается кондиционера или подогрева кресел, то пока они работают без нареканий. По крайней мере никакой тенденции не выявлено, а единичные случаи поломок не в счет.
Многие противники Nissan X-Trail из тех, что предпочли купить другие «паркетники», уверяют: эта модель, мол, обладает не только скромным салоном, но еще и… очень тонким металлом. И частично они правы. Кузовные элементы при внимательном изучении не производят впечатления «вечных». Однако специалисты по ремонту Nissan утверждают, что кузов автомобиля сделан очень качественно, а уж о появлении коррозии и говорить нечего. «Железо» на фирменной СТО недешево, но цены на детали укладываются в рамки приличий. К тому же сейчас на «разборках» можно найти подержанные бамперы, фары и другие детали, которые стоят около $100—150.
Реже всего в продаже можно встретить Nissan X-Trail из Японии, оснащенные 2-литровым бензиновым мотором. Но не простым, а с турбонаддувом мощностью аж 280 л.с. Автомобили с таким «монстром» имеют жесткую подвеску, и обычно японцы ставили на них какие-нибудь тюнинговые обвесы. В общем, любители агрессивной езды могут заказать себе турбированный X-Trail GT из Японии. Соседи по дороге будут точно в шоке, когда вы на внедорожнике станете «делать» их на светофоре, ведь Nissan X-Trail GT, пожалуй, самый мощный автомобиль в своем классе (даже BMW X3 имеет максимум 231 л.с., а самый «заряженный» Mitsubishi Outlanber выдает 240 л.с.). Однако с практической точки зрения турбированный X-Trail — наименее выгодная покупка. Такие машины стоят дороже всего, двигатель требует много затрат, да и риск нарваться на «убитый» движок здесь велик, не говоря уже про турбину. Замена последней обойдется примерно в $1000—1500, а уж про стоимость ремонта всего силового агрегата вам лучше не знать.
Нечасто в объявлениях о продаже встречаются и X-Trail с 2,2-литровым дизелем, выдававшим 114 л.с., а позже 136 л.с. А жаль. Дизель на самом деле очень неплох, особенно 136-сильный — внедорожники с этим агрегатом на дороге ведут себя лучше «собратьев» с 2-литровым бензиновым мотором (140 л.с. или 150 л.с. для рынка Японии). Ведь дизель совсем чуть-чуть проигрывает им по мощности, но при этом имеет намного больший крутящий момент, да и расход топлива у него маленький — в городе уходит меньше 10 литров солярки на «сотню». Но дизельные X-Trail можно привезти лишь из Европы, да и солярка мотору требуется только качественная. А с этим у нас проблема. Поэтому многие мастера советуют не рисковать и брать обыкновенные автомобили с бензиновыми 4-цилиндровыми движками.
Простой 2-литровый двигатель имеет 140 л.с. (на автомобилях, проданных в Японии, он развивает 150 л.с.). Вроде бы неплохо, но лишь пока не поездишь на машине с 2,5-литровым двигателем. Его 165 л.с. уже хватает для уверенной езды по городу и шоссе. Хотя особо на автомобиле не погоняешь. И дело не в мощности, а в настройке подвески и рулевого управления. X-Trail все-таки внедорожник с довольно средней управляемостью.
Проблем с бензиновыми двигателями немного, и если бы не наше топливо, их бы совсем не было. Реально слабым местом X-Trail, сделанных до весны 2004 года, оказался катализатор (главный признак поломки — небольшая потеря мощности, никакие лампочки при этом не загораются). Если бы он просто выходил из строя — еще полбеды. Но из-за особенностей конструкции системы выпуска мелкие элементы разрушившегося катализатора могут попасть прямо в… цилиндры. «Nissan» в свое время даже менял по гарантии сломанные двигатели! Поэтому перед покупкой автомобиля съездите на сервис, и пускай мастера проверят, как там поживает катализатор. Кстати, программа по бесплатной замене старых катализаторов действует до сих пор — не забудьте напомнить об этом работникам СТО.
Еще при покупке подержанного X-Trail обратите внимание на радиатор, который в России долго не живет. Если он требует замены, лучше искать неоригинальный, так как фирменный уж больно дорогой (около $800). В принципе это все. О ремнях ГРМ беспокоиться нечего, так как моторы имеют вечную цепь, свечи зажигания обычно служат по 20 000—40 000 км, а раз в 40 000—60 000 км рекомендуется промывать систему впрыска. Ну и, естественно, не забывать про замену масла и фильтров.
Как обычно, коробка передач может быть механической или автоматической. С какой трансмиссией покупать машину, решайте сами. Обе надежны, особенно если предыдущий владелец не мотался каждый день по бездорожью как безумный. Сцепление на «механике» дороговато (замена — более $500), но зато и служит оно прилично. По словам мастеров, в Москве есть X-Trail с пробегом 200 000 км, которые имеют еще «родное» сцепление!
Потенциальным покупателям следует помнить, что X-Trail все же не предназначен для покорения серьезного бездорожья — для этого у «Nissan» есть Patrol. Ведь X-Trail обладает далеко не самым выдающимся дорожным просветом (200 мм), да и понижающая передача у него отсутствует. Плюс к этому сзади у X-Trail низко висит глушитель, который особо ретивые «джиперы» быстро отрывают.
Если не покорять каждый день сложное бездорожье, то подвеска Nissan X-Trail не даст поводов вспомнить о себе. Ходовая автомобиля достаточно мягкая и комфортная. И самое главное — она реально надежная! Слабых мест в подвеске нет, и ее более-менее серьезный ремонт может потребоваться лишь после 150 000 км пробега. По словам механиков, тогда могут износиться амортизаторы, рычаги и так далее. А раньше этого срока на X-Trail нужно менять только такие детали, как стойки и втулки стабилизатора да подшипники передних ступиц (редко). Последние, к слову, недешевые: на фирменном сервисе «Nissan» за каждый попросят по $120—150, да и работа механика обойдется еще в $80—100. В приличную сумму выльется и замена стоек стабилизатора: на фирменной СТО за это возьмут $140 за переднюю ось и столько же за заднюю.
Но, покупая 3—5-летний X-Trail, все же посмотрите на состояние амортизаторов. Если они «умерли», вашему бюджету придется нелегко — каждый оригинальный стоит около $300! Мягко говоря, дороговато, поэтому если амортизаторы уже износились, то сам бог велел воспользоваться услугами не фирменных станций по ремонту «Nissan», ведь никаких секретов в обслуживании X-Trail нет.
К рулевому претензий нет. К тормозам тоже. Правда, диски, как и у многих современных иномарок, здесь редко когда выдерживают три комплекта колодок. Обычно их меняют при установке второго на 100 000—140 000 км (замена дисков и колодок обходится в $400 за передние колеса и примерно столько же за задние).
ЭКСКУРС
Прародителем Nissan X-Trail можно назвать модель Terrano II, появившуюся в 1993 году. Этот автомобиль был создан совместными усилиями специалистов «Nissan» и «Ford» (модель Maverick). В 1996 году Terrano II претерпел модернизацию. Выбор силовых агрегатов для Nissan Terrano II более чем скромен: либо бензиновый 4-цилиндровый мотор объемом 2,4 литра (116—124 л.с.), либо 2,7-литровый турбодизель (до 1996 года его мощность составляла 100 л.с., а после — 125 л.с.).
В 2001 году в Европе показали новый внедорожник Nissan X-Trail (в Японии машину начали продавать с конца 2000 года). Однако производство Terrano II не прекратилось. Мало того, в 2002 году Terrano II претерпел очередной рестайлинг, и на автомобиль стали устанавливать не только дизель объемом 2,7 л, но и 3-литровый агрегат мощностью 154 л.с.
Nissan X-Trail позиционировался как более современный и дорогой внедорожник. В Европе автомобиль продавался с бензиновыми моторами объемом 2,0 и 2,5 л (140 л.с. и 165 л.с. соответственно), а также с 2,2-литровым дизелем (114 л.с.). Японские X-Trail оснащались только 2-литровым бензиновым мотором мощностью 150 л.с. в атмосферном варианте и 280 л.с. при наличии турбонаддува. В конце 2003 года X-Trail немного обновился, мощность дизеля выросла до 136 л.с.
Ну а в марте 2007 года на автосалоне в Женеве дебютировал совершенно новый X-Trail. Автомобиль внешне похож на первое поколение модели, однако стал заметно больше. Для второго Nissan X-Trail предназначены бензиновые моторы объемом 2,0 л (140 л.с.) и 2,5 л (169 л.с.), а также дизель объемом 2,0 л мощностью 150 л.с. или 173 л.с. Представители «Nissan» пообещали, что продажи X-Trail второго поколения начнутся летом нынешнего года. Интересно, что X-Trail появится в Старом Свете (и в России в том числе) даже раньше, чем в Японии. В истории «Nissan» такое происходит впервые, ведь обычно японские производители для проверки на «детские болезни» продают новые модели сначала у себя дома.
Nissan X-Trail заслужил славу очень неплохого «паркетника», на котором можно при желании выехать на природу или доехать зимой до дачи. Это надежный автомобиль, практически не имеющий «врожденных болезней». Лучше всего покупать модернизированный X-Trail с пробегом 50 000—80 000 км. Такая машина еще много лет не доставит никаких хлопот. К тому же в дальнейшем вы всегда сможете продать X-Trail за приличные деньги — дешевеют эти машины весьма медленно.
ПРИМЕРКА
Выпущенный во второй половине 2003 года Nissan X-Trail изначально куплен в России. По словам владельца машины, он довольно долго выбирал между Toyota RAV4 и X-Trail, но в итоге остановился на Nissan. Причем главной причиной покупки именно X-Trail стало то, что его реже угоняют. Автомобиль на данный момент прошел совсем немного, да и владелец внимательно следил за внедорожником. Как итог — идеальное техническое состояние машины. Придраться действительно не к чему. Сейчас владелец решил продать свой X-Trail за $23 500 и приобрести более модный и дорогой Nissan Murano.
— Появление Nissan X-Trail в ряду «паркетников» оказалось очень своевременным, так как долгое время выбор был ограничен Toyota RAV4, Honda CR-V и Suzuki Grand Vitara. Для тех, кого не устраивали их относительно скромные габариты, тип полного привода и высокая стоимость ремонта, Nissan X-Trail дал отличный шанс получить очень надежный, комфортабельный и достаточно большой для своего класса внедорожник.
При покупке Nissan X-Trail надо в первую очередь убедиться в том, что он не является изделием литовского «народного творчества», то есть не собран после аварии из кусочков. Так, из 37 проверенных нами 24 оказались именно такими. Тем не менее при тщательном отборе найти совершенно пригодный для верной многолетней эксплуатации экземпляр — дело вполне реальное. Двигатели «Nissan» традиционно выдерживают большие пробеги, а в ходовой части нет ничего такого, что могло бы испугать даже не дилерский сервис. Правда, запчасти на этот автомобиль не самые дешевые.
— Nissan X-Trail — один из самых популярных «паркетников» последних лет. Подтверждением тому служит широкий выбор этих автомобилей на вторичном рынке.
А большое предложение всегда на руку покупателю, который может поторговаться и получить скидку. Правда, это возможно в основном при покупке авто у частного продавца.
Приобретая автомобиль в кредит у частника, можно воспользоваться двумя схемами. Первая похожа на сделки купли-продажи квартиры и осуществляется через банковскую ячейку. Продавец открывает ячейку в банке. Покупатель получает кредит наличными и закладывает деньги в ячейку. После этого продавец с покупателем едут в ГИБДД, регистрируют автомобиль и возвращаются в банк с переоформленным ПТС. Предъявив документ сотруднику банка, продавец получает доступ к ячейке с деньгами. Сделка купли-продажи оформляется по договору в простой письменной форме прямо в банке. Размер первоначального взноса по данной программе — не менее 30%, ставка кредитования — 17%, срок кредита — до 5 лет. Так, платежи за Nissan X-Trail 2004 года выпуска за $25 000 составят: первый взнос — $7500, ежемесячные платежи при сроке кредита 3 года — $624, переплата за весь срок кредита — $4964.
При второй схеме покупка Nissan X-Trail в кредит у частного лица оформляется через комиссионный магазин, который возьмет комиссию за оформление автомобиля в размере 3%. Преимущество покупки автомобиля в кредит через комиссионку — более низкая кредитная ставка в размере 10% годовых в валюте. Соответственно при покупке того же Nissan X-Trail 2004 года за $25 000 ежемесячные платежи при первоначальном взносе в 30% и сроке кредита 3 года составят $565, а переплата за 3 года составит $2840. С учетом $750 комиссионного сбора общая переплата по кредиту выльется в $3590.