1340

Ученые раскрыли заговор против автомобилистов

“Пендаль”, обещанный на днях Михаилом Фрадковым главе Минтранса, видимо, все-таки будет отвешен
И посодействует этому сенсационное письмо, отправленное на днях российскими учеными Правительству РФ.
Поделиться

     И посодействует этому сенсационное письмо, отправленное на днях российскими учеными Правительству РФ. Они полагают, что дорожники давно дурят правительство: из года в год лишь делают вид, что старательно ремонтируют трассы, вбухивая в них миллиарды. В послании академиков РАН изложен очень простой и экономичный способ борьбы с нашим бездорожьем. И этот метод, по их словам, дорожные ведомства внаглую игнорируют уже несколько лет.

     Что это за волшебный способ и почему им не хотят воспользоваться строители дорог, “МК” выяснил у самих авторов послания правительству.

     — Наша главная проблема заключается в том, что на протяжении десятилетий в России применяют неправильный способ строительства и ремонта дорог. Он принципиально противоречит местным грунтово-климатическим особенностям, — считает автор исследования, член-корреспондент Международной академии экологии и природопользования Феликс ГУБЕРМАН. — Многовековая российская беда с плохими дорогами имеет особенную физическую причину. На сегодняшний день нами точно установлено: это уникальное сочетание состава глинистого российского грунта и морозной зимы. Такой симбиоз не встречается больше ни в одной стране мира.

     — И к чему же приводит это сочетание?

   — С началом морозов 85% наших дорог начинает “пучить”. Подчиняясь обычному физическому закону, влага самопроизвольно притягивается со всей толщи дорожной насыпи к подмерзшей верхней кромке. Этому способствует именно глинистый грунт. За зиму внутри земляного полотна образуется множество ледяных прослоек. А так как вода при замерзании увеличивается в объеме на 9%, она раздвигает частицы грунта. От этого зимой на дорожном покрытии и появляются вспученные участки. По весне подтянутая под дорожную одежду влага оттаивает — и несущий слой дорожного полотна превращается в дряблую кашицу. Стоит проехаться по такой дороге многотонному транспорту, и все — просадка обеспечена — асфальтовое покрытие затрещало по швам.

     — А из чего же строят дороги в Финляндии, Канаде, на Аляске? Ведь там такие же, как у нас, морозные зимы, но проблем с дорогами нет.

     — В этих странах, да и во всех других, где случаются заморозки, земляное полотно дорог сооружают исключительно из песчаных грунтов. В них при минусовой температуре миграция влаги вверх не происходит.

     — Что же нам мешает использовать песчаные грунты?

     — В России для дорожного строительства песчаного грунта не хватает — мы вынуждены строить дороги из отечественного глинистого грунта. Но делать это надо с умом. Еще в апреле 1992 года я делал специальный доклад в Министерстве транспорта РФ и доводил до сведения чиновников реальный способ решения проблемы российского бездорожья. Доклад был одобрен вице-президентом РАН, Грунтовой лабораторией МГУ им. М.В.Ломоносова, Инженерным центром геологии России, а также руководителями нескольких дорожных институтов... Но дорожники так и остались глухи к доводам академиков.

     — Может, предложенный вами способ очень сложен?

     — Он предельно прост — надо всего лишь лучше уплотнять грунт. Ведь почему влага поднимается из толщи на поверхность? Да потому, что в недостаточно уплотненном глинистом грунте для нее существует проход в виде пор, пустот и рыхлостей. А укрепим, уплотним землю, влага не будет собираться под дорожной одежкой.

     — А у нас ремонт заключается только в латании выбоин на асфальте...

     — Да, строители заглаживают выбоины и настилают новый слой асфальта. Для придания же прочности лежащему под асфальтом земляному полотну ничего не делается. То есть не укрепляется сама основа, на которую опирается дорожное покрытие.

     — В действиях дорожников ощущается какое-то необъяснимое упрямство. Может быть, им просто выгодно каждый год получать миллиарды рублей на поверхностный ремонт дорог?

     — Этот вопрос не ко мне. Хотя если следовать логике, то иначе “глухоту” их ведомства и не объяснишь. Как не объяснишь, почему для строительства новых дорог назначают норму уплотнения земляного полотна даже меньше стандарта плотности, принятого почти 70 лет назад (!). Учтите еще, что сегодня совсем другие нагрузки и скорости. И еще одна справка: прочность российских современных дорог в 3,5 раза меньше американского стандарта.

     — А что значит лучше уплотнить грунт? Для этого необходимо какое-то особое оборудование?

     — Обычно для уплотнения земляного полотна по нему прокатывают взад-вперед катки, весящие 30—50 тонн. Можно использовать тяжелые плиты, многократно сбрасываемые с экскаватора или крана. У нас же утрамбовка почвы идет легкими катками, предназначенными для песчаных грунтов. Они во время движения мелко вибрируют, для того чтобы песчаные фракции ложились более плотно. Но так то песчаные, а у нас-то — глина...

     — Может, у нас просто не придумано правильной техники для обработки отечественного грунта?

     — В советских НИИ и КБ создавали в свое время образцы новых уплотняющих машин. В Ленинграде разрабатывали каток с падающими грузами, в Риге были изготовлены машины с частоударным рабочим органом. А на заводах Минстройдормаша как-то изготовили целую партию пневмошинных катков весом 30, а затем и 50 тонн. Однако эта техника из-за отсутствия реального спроса либо быстро исчезала из арсенала строителей, либо вообще до них не доходила.

     — Что же получается: на дворе XXI век, а у нас основной строительный глинистый грунт уплотняют машинами для песчаного грунта и никому до этого дела нет?

     — Реальный контроль заказчика за достигаемой в строительстве или при ремонте дорог плотностью не существовал раньше, не существует и теперь. Иначе несоответствие техники было бы выявлено. Заказчиками же в большинстве случаев выступали дорожные ведомства, которых почему-то все всегда устраивало.

     Итак, теперь дело дошло до правительства и президента. Возможно, погрузившись в дебри дорожно-строительной науки, изложенные в письме из РАН, власть имущие наконец-то поймут, в чем или в ком кроется истинная причина российских дорожных бед.

 

Дорогу строят так: по намеченной линии срезают всю почву, добираясь до грунта. Затем самосвалы привозят и на очищенную от почвы трассу высыпают привозной грунт (его слой после уплотнения должен быть не менее 1,5 метра в высоту). На уплотненный грунт укладывают дорожную одежду: это небольшой слой чистого песка, а сверху слой щебня. На эти сыпучие материалы в конце укладывают асфальтовое покрытие.

     Справка “МК”. Более 30 тысяч россиян ежегодно гибнут в ДТП по причине дорожных дефектов. В целом же государству бездорожье выливается в крупную копеечку — 3% ВВП. Это больше, чем страна тратит на оборону!