Судя по экспонатам 40-го Токийского автосалона, японцы уверены, что эпоха бензина заканчивается. Или уже закончилась. И то обстоятельство, что они сами пока выпускают автомобили с отличными бензиновыми моторами, — просто инерция. Красивый выход в финал.
А на самом деле будущее за совсем другими видами двигателей и видами топлива. Но пока уверенно определить преемника японцы не могут. То есть бесперспективность бензина уже однозначна настолько, что не нуждается в доказательствах, но уверенно сказать, чья именно эпоха настала, они затрудняются.
В экспозиции всех местных фирм были концептуальные машины на топливных элементах, на водороде, электромобили и гибриды. При этом в поиске японцам играет на руку их небольшая территория. Средний пробег автомобиля в день на островах не превышает 50 км. Поэтому нет необходимости сразу замахиваться на концепт-кар, имеющий запас хода в несколько сотен километров. Следовательно, начинать можно с малого, не очень торопясь, осваивая новые технологии, повышая ресурс изобретений, дорабатывая идею, добавляя ресурс, и постепенно переходить к привычным показателям, сопоставимым с большими бензиновыми достижениями: мощности, запасу хода, динамике, всепогодности. Но кроме поиска топливного ответа японцы углубились в сопромат, и объяснив себе и заодно всем нам, что автомобиль из железа они считают несовременным, в качестве полноценной альтернативы показали умение пользоваться прочими природными богатствами, в том числе и растительного происхождения. Поэтому концепты из волокон конопли или с покрытием из силикона на Токийском автосалоне смотрелись совершенно логично. Еще очень порадовали невероятные дизайнерские работы. Если судить по серийным автомобилям, которые японцы выпускают специально для европейцев, то может показаться, что в красоте они понимают меньше всего. А на салоне в Токио концептуальных машин невиданной красоты и запредельной дизайнерской смелости было так много, что даже самые невнимательные иностранцы получили возможность понять, насколько японцы любят своего внутреннего потребителя и что для всех прочих рынков они работают по принципу разумной достаточности.
SUZUKI PIXY&SSC
«Suzuki» представила матрешку Pixy & SSC (Suzuki Sharing Coach): прямоугольник на колесах, внутри которого стоят два индивидуальных транспортных средства. SSC абсолютно симметричен. А Pixy — это такое моторизованное кресло на четырех колесиках с крышкой. Управляет SSC водитель одного из Pixy.
TOYOTA I-REAL
Toyota I-REAL — развитие темы компактного городского малоскоростного транспорта. Одноместное трехколесное кресло на электрическом ходу с двумя режимами движения. Первый — для езды прямо по тротуару. Посадка вертикальная, третье колесо поджато вплотную к корпусу. Второй режим — езда на скорости 30 км/ч. При этом третье колесо отодвигается, увеличивая колесную базу, а само кресло переходит в полулежачее положение.
HONDA PUYO
Honda Puyo — очень странный электромобиль на топливных элементах с жестким днищем, пластиковым каркасом, по пояс мягкий, выше — прозрачный и светится в темноте, без руля и с джойстиком. Мягкий материал — модифицированный силикон, на ощупь приятный, совсем как живой. Четыре мотор-колеса. В общем, генно-модифицированный продукт.
TOYOTA HI-CT
Hi-CT (Hi ride city truck) — транспортное средство с электрической силовой установкой, подзаряжаемой от обычной розетки. Предназначено для отвязной городской молодежи. Внешний вид навеян человекообразной обезьяной — гориллой. Хотя больше всего напоминает бескапотный американский тягач.
NISSAN PIVO2
Nissan Pivo2 получил свое название не от русского хмельного напитка, это сокращение от английского «pivot» — «ось вращения». Трехместный автомобиль с кабиной, способной поворачиваться на 360 градусов. Ну прямо как в русской народной сказке: повернись к лесу задом, ко мне передом. Дверь у него в торце кабины. На ней закрепили руль, педали, панель приборов и голову с глазами системы Robotic agent. Она обеспечивает связь между водителем и автомобилем и создает чувство привязанности и доверия. В каждом колесе установлены электромоторы. Мощность такая же, как у бензинового 2,5-литрового, а момент — как у V8 объемом 4,5 л.
TOYOTA RIN
Абсолютно экологичный Toyota Rin с обликом, навеянным местной разновидностью кипариса якусуги. Rin дает возможность наслаждаться при езде «неограниченным комфортом и спокойной жизнью». Зеленые стекла не только оживляют внешний вид, но и защищают от ультрафиолетовых и инфракрасных лучей. Чтобы внутри водитель чувствовал себя как в лесу, Rin оснащен кислородным кондиционером, увлажнителем воздуха и ионизатором. Сиденья помогают выработать правильную осанку. А еще Rin следит за психологическим состоянием водителя и помогает ему добиться самоуспокоения.
NISSAN RD
Nissan Round Box для не обремененной заботами молодежи и, по мнению создателей, должен дать водителю и пассажирам неповторимые ощущения скорости и восторга. Чтобы пересевшие с велосипедов молодые японцы видели привычный асфальт, в нижней части дверей сделаны прозрачные окошки, чтобы испытывать ощущение скорости.
MITSUBISHI I MIEV
Электромобиль Mitsubishi I MiEV Sport — быстрое спортивное купе с максимальной скоростью 180 км/ч. Как долго он может с такой быстротой двигаться, не говорят. А всего на одной зарядке авто проедет 200 км. Два передних мотор-колеса по 20 кВт каждое, еще один электромотор сзади мощностью 47 кВт, сумасшедший крутящий момент в 680 Нм. Так что динамике может позавидовать и породистый суперкар.
NISSAN NV200
Nissan NV200. Главное в нем — запатентованный выдвижной картридж, который может быть каким угодно. Допустим, вы пекарь и все рабочие дни развозите свежевыпеченный хлеб, а в пятницу легко меняете багажный отсек на другой, где есть все для подводного плавания, и едете куда-нибудь понырять. Кроме дайверов создатели NV200 разработали варианты для передвижных библиотек, небольших овощных или цветочных магазинчиков и, конечно, картриджи для «скорой помощи», пожарных и полиции. Что бросается в глаза, когда открываешь дверь салона, надпись на пороге: «Будьте осторожны у края платформы!» Как в лондонском метро!
SUZUKI X-HEAD
Еще один концепт от «Suzuki» — полноприводный грузовичок X-Head. Он чем-то похож на Unimog и сделан специально для спасательных служб. Внутри двухместный грузовичок отделан пластиком и синтетическими материалами, не боящимися воды и грязи. В кузов помещается квадроцикл, задний борт становится трапом, а в бортах масса отсеков для всякой всячины. Двигатель бензиновый объемом 1,4 литра. С ним агрегатирована 6-ступенчатая КП с двумя сцеплениями.
FUSO ECO-D
Mitsubishi Fuso Canter ECO-D, без сомнения, один из самых стильных экспонатов. Внешне он похож на большого добродушного жука. Тонированные стекла перекрывают боковые стойки и создают ощущение единого стеклянного пространства.
Огромные многосегментные светодиодные фары с широким размахом желтых указателей поворотов делают автомобиль очень дружелюбным. Самосвал гибридный, предназначен для работы внутри большого города и поэтому должен быть очень тихим. Даже кузов у него поднимает беззвучный электродвигатель. А сам кузов пластиковый, чтобы ничто не громыхало при погрузке и разгрузке.
TOYOTA HEMP
На автосалоне был концепт, сделанный (за исключением двигателя и ходовой) из растительного сырья. Основой для него послужила конопля. Ненаркотическая, выращенная в Индонезии. «Toyota» вложила 2 млн. долларов в проект и считает, что продемонстрированный результат — близкое будущее.
DOG TRIMMER
В этой Toyota сидела грустная собака. А две веселые японки все время ее чесали и укладывали. Это передвижная собачья парикмахерская. Социальный автомобиль вроде нашей автолавки. В Японии много пожилых людей живут в отдаленных деревеньках, и собака становится членом семьи. Вот к таким бабушкам и дедушкам и пробирается подобная парикмахерская.