По поводу русского шопинга, бессмысленного и беспощадного, сказано уже много. Из глубин широких масс потенциальных автовладельцев доносятся все более возмущенные повизгивания: если еще недавно казалось, что многомесячные очереди — удел относительно недорогих иномарок (ценой до 20 000 у.е.), то ныне и ради обладания машинами «до 40 000 у.е.» придется несколько месяцев потоптаться в очереди страждущих. За это столпотворение дружно благодарим автокредит, граждане!
Подсчитано, что за 2007 год рынок автокредитования вырос почти на две трети. И стал намного опережать темпы роста автомобильного рынка, который ежегодно увеличивается в среднем на 50%. Сейчас уже около 40% от всех автомобилей, реализуемых автодилерами, покупается в кредит. Некоторые эксперты заявляют, что в нынешнем году рынок автокредитов может увеличиться на 50, а то и на все 75%. Но вот что интересно. По всем законам рынка при таком бешеном спросе на кредитные продукты их цена (процент по автокредиту) должна расти. Но этого, как ни странно, не происходит — процентные ставки по этому виду кредитования уже много месяцев подряд стабильно колеблются в интервале 9–11%. С другой стороны, цена денег, которые сами банки одалживают у зарубежных коллег для кредитования российских покупателей авто, за последнее время серьезно выросла. Причина — известные события на мировых финансовых рынках, спровоцированные проблемами американской экономики. В результате наши банки вынуждены платить за новые кредиты в среднем на 2% больше. А сограждане этого не чувствуют. Почему? Во-первых, банки теперь гораздо внимательней рассматривают заявки клиентов. Если летом кредиты выдавались примерно 70% потенциальных заемщиков, то теперь не более чем 45–50%. Отсеивая потенциальных неплательщиков, банкиры сокращают свои издержки.
Время гигантских процентов по автокредиту и сопутствующих сверхдоходов банков прошло. Каждое из финансовых учреждений, работающих в сфере автокредита, всеми силами стремится удержать «процент» на среднерыночном уровне. Всему виной очень высокая конкуренция — сейчас ни один из игроков не контролирует более 15% рынка. Современная рыночная ситуация все сильней «прижимает» проценты по автокредиту к уровню ставки рефинансирования. Поэтому среднюю цену кредита на покупку машины в 10% в рублях или 9% в иностранной валюте сегодня можно считать справедливой. Банки теперь конкурируют, используя иные инструменты: снижая порой до нуля предварительный взнос, отменяя всяческие комиссионные сборы, упрощая процедуру выдачи кредита и тому подобное. В общем, все вроде бы хорошо и стабильно.
Но есть одно гаденькое «но». Оно называется «банковский кризис ликвидности». О нем много говорят всевозможные финансовые эксперты, но громко и со стопроцентной вероятностью объявить, к чему эти процессы с ликвидностью приведут, пока не в состоянии никто из них. Ясно лишь, что при худшем варианте развития событий проценты по автокредиту вырастут на пару процентов годовых.
&
Бывает, что мошенники, оформив кредит на покупку авто, едут в ГАИ, ставят и снимают в один прием «ласточку» с учета и тут же за полцены продают ее через комиссионку какому-нибудь «лопуху». Когда же банк, не получив по графику платеж за авто, начинает разыскивать машину, чтобы забрать ее у недобросовестного клиента, выясняется, что «тачка» давным-давно перепродана. Для банка это не проблема: по решению суда автомобиль конфискуют у владельца, который и не подозревал, что «конь» находится в залоге, а возмещать стоимость отнятого авто бедолаге обязывают комиссионный магазин.