Как живем, так и ездим. Не бывает, чтобы человек был тих и скромен в быту и на работе, а сев за руль, внезапно превращался в озверелого гонщика с криминальными наклонностями и стремлением к суициду...
Если человек едет поперек потока, топчет бабушек на переходе, злорадно подрезает грузовики и тягается за левый ряд с любыми «Жигулями», то и в пешеходном варианте он так же невыносим, а если неприметен, то лишь до тех пор, пока не окажешься с ним рядом.
Но из этого вовсе не следует, что обширное «стадо» подобных водителей невозможно заставить ездить по Правилам.
Закусив удила, вооружившись административным ресурсом и просто полосатыми палками ГАИ, если на то будет воля, власть в любой момент может абсолютно всех отучить от езды на «красный», от маневров на «встречке», от топтания бабушек. И тогда появится шанс, что водители поедут по Правилам и будут степенно ждать, пока светофор аккуратно пропустит в законной последовательности все потоки, перестанут толпиться на стоп-линии и не наступят на нее даже тенью от бампера, забудут, как по двухполосной дороге ездить в пять рядов, хрустя зеркалами и теребя молдинги.
И вот тогда настанет самое ужасное. Именно в случае тотального уважения ПДД станет очевидна безобразная организация движения. Системное, замечу, безобразие, искусственно созданное и старательно поддерживаемое. Сейчас, когда народ едет друг по другу и успевает засунуться на автомобиле в каждую щель, потоки движутся опасно, вселяя страх в нормальных, укрепляя мужество смелых, потакая порокам остальных. А когда все поедут по Правилам, выяснится, что ехать-то не получается! Потому что светофор не в состоянии гарантировать пропускную способность на своем участке. Трое-четверо проедут, а остальные останутся ждать следующего шанса. А нынче за три секунды преодолеть перекресток успевает 10–15 машин, не считая трех маршруток и пяти «шахидов», которые пошли уже на «розовый». И на двухполосной дороге народ ужимается в пять рядов не от хорошей жизни и не только по злому умыслу. И разворот через сплошную линию водители совершают в основном потому, что здесь и сейчас, никому не мешая, они успевают проехать, а иначе им катить до прерывистого пунктира еще с полчаса, ведь чья-то вредоносная рука под легальный разворот отвела ровно столько метров, чтобы сманеврировать получилось не больше чем у двоих. Остальные обязаны ждать своей очереди.
Когда нам рассказывают сказку о том, что, например, в Москве не хватает 300 км дорог (цифры всегда разные и временами переваливают за 500 км и даже за 1000!), подразумевается абстрактная ситуация, позволяющая якобы уместить всех желающих на асфальте города. А в это время в европейских столицах, в городах с еще более тяжкой исторической застройкой новых дорог вообще не строят. Там всего лишь организуют движение. И при более высоком уровне автомобилизации ни Париж, ни Берлин в «пробках» не стоят. И уж тем более в презрении к ПДД там никто не самоутверждается. Едут себе люди по делам и проблем не создают. Но лишь потому, что власть решила вопрос транспортных потоков. Она организовала движение. А всеобщее соблюдение Правил стало следствием грамотно выстроенной транспортной системы. Народ сначала получил возможность беспроблемно ездить и в подтверждение своей лояльности остался в рамках ПДД.
У нас потихоньку начинают дрессировать водителей. Не потому, что те совсем плохо себя ведут, а потому, что есть федеральная программа по борьбе за безопасность и за нее надо отчитаться наверху. Но милиция прекрасно осознает, что всеобщего порядка на дорогах быть не должно. Иначе придется заниматься организацией движения, бесперебойным проездом, разгребанием заторов. Иными словами, на дороге придется работать, а не кормиться. В интересы ГАИ это не входит. В интересы власти, похоже, тоже...
КСТАТИ СКАЗАТЬ...
Еще в 2005 году нынешний премьер российского правительства, а тогда глава государства Владимир Путин заявил, что, по экспертным оценкам, нагрузка на улично-дорожную сеть к 2020 году увеличится в десять раз по сравнению с ее расчетно-пропускной способностью, а значит, необходимы солидные долгосрочные инвестиции в строительство и модернизацию автотранспортных магистралей.
При этом, как отметил Путин, в российских городах и поселках чрезвычайно слабо развита система пешеходных переходов, отсутствуют необходимые дорожные знаки, указатели. Более того, Владимир Владимирович согласился с тем, что «справедливые претензии предъявляются и к качеству работы сотрудников ГИБДД по организации движения, и чтобы добиться здесь позитивных сдвигов, не требуется привлекать существенные бюджетные ресурсы.
Нужно выстроить четкую систему ответственности и полномочий как уровней власти, так и ведомств по эффективному планированию и управлению транспортными потоками, по контролю за ситуацией на дорогах». Слова, согласитесь, хорошие. Правильные слова. Вот только их с тем же успехом может повторить и нынешний президент. Все так же, впрочем, без толку...