В последние пятнадцать лет российские власти как-то "забили" на пропаганду безопасности дорожного движения. И дошло до того, что Россия стала одной из самых аварийно-опасных стран в мире. Однако теперь все меняется. Следующий год в России могут объявить Годом Безопасности на дорогах.
Ежегодный экономический ущерб от дорожно-транспортных происшествий в России составляет 2,5% ВВП (или 400 млрд. рублей), а в прошлом году аварии унесли более 33 тысяч человеческих жизней.
Кампании по безопасности дорожного движения зазвучали с новой силой в последние два года. И власти уже получили первые плоды. Если с 1997 года по 2004 год количество смертей в результате ДТП увеличилось на 27,8 процентов, то в первые два года реализации федеральной программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2008 года» эта тенденция замедлилась. По данным ГИБДД смертей на дорогах за первые 7 месяцев 2008 года стало на 11% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.
По данным ГИБДД, 85% ДТП происходит из-за нарушения правил дорожного движения водителями. Согласно исследованиям агентства, разработавшего по заказу Госавтоинспекции кампанию по пропаганде безопасности движения на дорогах в 2007-2008 годах, люди гибнут, потому что не считают дорогу опасной. 70% считают допустимым нарушение скоростного режима. 25 % водителей позволяют себе сесть за руль в нетрезвом состоянии. А 80% оправдывают собственное нарушение массовостью. «Ситуацию можно изменить, если честно рассказать людям о последствиях их безответственного поведения, задействовав самые сильные эмоции, — считает глава агентства Наталья Агре.
«Если для того, чтобы остановить вал смертей на дорогах, нужно разбудить сильные эмоции, значит это надо сделать, - говорит генерал-лейтенант Внутренних сил Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации Виктор Кирьянов. — Я сам ознакомился с зарубежным опытом таких кампаний и не считаю, что в России мы сможем добиться существенных успехов одними только мягкими уговорами».
Сейчас россияне в вопросах пропаганды безопасности дорожного движения пытаются перенять западный опыт. Так, кампания Соединенного Королевства, обошедшаяся казне в $118 млн. в 2006 году привела к общему снижение ДТП со смертельным исходом и тяжёлыми последствиями на 11%. Теперь у нас, как и на Туманном Альбионе, будут делать упор на борьбу с превышением скоростного режима, пропаганду использования ремней безопасности и повышение культуры поведения водителей. Кроме того, не исключено, чо следующий год в России объявят Годом безопасности на дорогах — с таким предложением недавно обратились в правительство участники Международного конгресса, посвященного безопасности на дорогах.