Один из самых известных и уважаемых дизайнеров автомира Джорджетто Джуджаро создал за свою полувековую творческую карьеру более 200 моделей. Многие из них стали легендами. В свои 70 маэстро полон сил и по-прежнему занимается только тем, что ему в кайф. Например, покоряет горные тропы на кроссовом мотоцикле.
Еще в 2000 году его портрет занял почетное место в «Европейской автомобильной галерее славы», что не мешает ему, владельцу известной во всем мире дизайн-студии и инжиниринговой компании «Italdesign Giugiaro», большую часть трудовых будней тщательно следить за тем, как его модели и концепты воплощаются в металле и пластике. Его преданность профессии и талант позволили достичь впечатляющих успехов.
Он и сейчас каждое утро появляется на территории семейной фирмы «Italdesign», расположенной на окраине Турина в местечке Монкальери, ровно в 9.00 и работает до 19.30. «Несколько часов в мой обычный рабочий день, — рассказал маэстро в юбилейные дни журналу «Automotive News Europe», — я провожу за чертежной доской, в течение часа обсуждаю с клиентами новые проекты, а остальную часть дня — в цехах». Он частенько приезжает на фирму и в субботние дни, а когда подходит срок сдачи проекта, то и по воскресеньям. Для оперативности по территории фирмы передвигается на велосипеде. На своем творческом олимпе Джорджетто Джуджаро по-прежнему придерживается довольно провокативных инсайдерских взглядов на будущее автомобильного дизайна и охотно рассказывает о тех достаточно напряженных отношениях, складывающихся между дизайнером и производителем авто или индивидуальным клиентом, заказавшим автоэксклюзив.
Так, маэстро приветствовал бы такой шаг законодателей, как ограничение размеров выпускаемых автомобилей: «Полагаю, что максимальные длина авто в 4,5 м и высота в 1,7 м вполне позволили бы создавать модели, удовлетворяющие всем требованиям потребителя». Он убежден в том, что подобные размеры сделали бы новые модели более легкими и менее «грязными» по выхлопу СО2, чем многие из тех, что оккупировали дороги сегодня. Авто длиной 4500 мм относились бы классу «премиум», а длиной в 3500 мм — к массовым, вмещающим пять человек и их багаж. «Я только что спроектировал такой массовый автомобиль, — признается маэстро, — и он получился очень вместительным».
По мнению Джуджаро, экстерьер авто важнее его размера: «Думается, что просто глупо оценивать статус модели по ее размерам. На самом деле куда важнее ее дизайн». При этом, как он полагает, законодательное ограничение размеров автомобилей нисколько не сужает креативные возможности дизайнера: «За свою творческую жизнь я получал сотни новых правил, вводимых государством в отношении производства автомобилей, и я их все приветствовал, так как ограничения только стимулируют творчество». Мастер убежден в том, что полная свобода дизайнера — мифический «чистый лист», который многие художники хотели бы получить в виде заказа от клиента, — бесполезная затея: «Я никогда не рисовал эскизы на белой пустой бумаге, потому что автодизайн — вовсе не творчество свободного художника. Я всегда работаю на основе кальки с нанесенной на ней платформой автомобиля, его силовой установкой, для того чтобы быть уверенным в том, что мой проект технически выполним».
Несмотря на то что Джуджаро еще в 1999 году был коронован титулом лучшего дизайнера XX века, он признается, что только несколько его моделей стали серийными без существенных изменений в предложенном им дизайне: «Пожалуй, только такие модели, — вспоминает маэстро, — как первая версия VW Golf и Scirocco, Audi 80, FIAT Panda, Uno, Punto, Grande Punto, Lancia Delta, Alfa Brera, Alfa 159 и Lexus GS 300, встали на конвейер такими, какими я их предложил». Во всех других случаях заказчик нередко просил внести такие изменения в облик модели, которые существенно портили первоначальную идею дизайнера, ее оригинальный облик: «Каждый управленец автозавода убежден, что понимает в дизайне, и желает внести в него свое слово, а иногда и целую фразу!»
По словам маэстро, иногда дизайнеров воспринимают как пластических хирургов, которым отдан на откуп стиль новой модели, а порой их третируют как приказчиков гастронома , от которых мало зависит качество продукта. Тем не менее Джуджаро планирует расширить свое влияние, выступив в новой для него роли консультанта по дизайну крупного автопроизводителя: «Меня всегда просили представить мой собственный проект, но никогда не приглашали в качестве консультанта. Быть может, новая ипостась представит мне новые возможности».
Автор этих строк не раз беседовал с Джорджетто Джуджаро, и в дни, когда отмечался 35-летний юбилей «Italdesign Giugiaro», он подарил вашему корреспонденту роскошно изданный альбом «Дизайн от Джуджаро». На этих страницах «МКмобиль» воспроизводит несколько фотографий из альбома.
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ДЖОРДЖЕТТО ДЖУДЖАРО