2002

Жесткие рамки для маэстро

Юбилей Джуджаро
Один из самых известных и уважаемых дизайнеров автомира Джорджетто Джуджаро создал за свою полувековую творческую карьеру более 200 моделей. Многие из них стали легендами. В свои 70 маэстро полон сил и по-прежнему занимается только тем, что ему в кайф. Например, покоряет горные тропы на кроссовом мотоцикле.
Поделиться

Один из самых известных и уважаемых дизайнеров автомира Джорджетто Джуджаро создал за свою полувековую творческую карьеру более 200 моделей. Многие из них стали легендами. В свои 70 маэстро полон сил и по-прежнему занимается только тем, что ему в кайф. Например, покоряет горные тропы на кроссовом мотоцикле.

Еще в 2000 году его портрет занял почетное место в «Европейской автомобильной галерее славы», что не мешает ему, владельцу известной во всем мире дизайн-студии и инжиниринговой компании «Italdesign Giugiaro», большую часть трудовых будней тщательно следить за тем, как его модели и концепты воплощаются в металле и пластике. Его преданность профессии и талант позволили достичь впечатляющих успехов.

Он и сейчас каждое утро появляется на территории семейной фирмы «Italdesign», расположенной на окраине Турина в местечке Монкальери, ровно в 9.00 и работает до 19.30. «Несколько часов в мой обычный рабочий день, — рассказал маэстро в юбилейные дни журналу «Automotive News Europe», — я провожу за чертежной доской, в течение часа обсуждаю с клиентами новые проекты, а остальную часть дня — в цехах». Он частенько приезжает на фирму и в субботние дни, а когда подходит срок сдачи проекта, то и по воскресеньям. Для оперативности по территории фирмы передвигается на велосипеде. На своем творческом олимпе Джорджетто Джуджаро по-прежнему придерживается довольно провокативных инсайдерских взглядов на будущее автомобильного дизайна и охотно рассказывает о тех достаточно напряженных отношениях, складывающихся между дизайнером и производителем авто или индивидуальным клиентом, заказавшим автоэксклюзив.

Так, маэстро приветствовал бы такой шаг законодателей, как ограничение размеров выпускаемых автомобилей: «Полагаю, что максимальные длина авто в 4,5 м и высота в 1,7 м вполне позволили бы создавать модели, удовлетворяющие всем требованиям потребителя». Он убежден в том, что подобные размеры сделали бы новые модели более легкими и менее «грязными» по выхлопу СО2, чем многие из тех, что оккупировали дороги сегодня. Авто длиной 4500 мм относились бы классу «премиум», а длиной в 3500 мм — к массовым, вмещающим пять человек и их багаж. «Я только что спроектировал такой массовый автомобиль, — признается маэстро, — и он получился очень вместительным».

По мнению Джуджаро, экстерьер авто важнее его размера: «Думается, что просто глупо оценивать статус модели по ее размерам. На самом деле куда важнее ее дизайн». При этом, как он полагает, законодательное ограничение размеров автомобилей нисколько не сужает креативные возможности дизайнера: «За свою творческую жизнь я получал сотни новых правил, вводимых государством в отношении производства автомобилей, и я их все приветствовал, так как ограничения только стимулируют творчество». Мастер убежден в том, что полная свобода дизайнера — мифический «чистый лист», который многие художники хотели бы получить в виде заказа от клиента, — бесполезная затея: «Я никогда не рисовал эскизы на белой пустой бумаге, потому что автодизайн — вовсе не творчество свободного художника. Я всегда работаю на основе кальки с нанесенной на ней платформой автомобиля, его силовой установкой, для того чтобы быть уверенным в том, что мой проект  технически выполним».

Несмотря на то что Джуджаро еще в 1999 году был коронован титулом лучшего дизайнера XX века, он признается, что только несколько его моделей стали серийными без существенных изменений в предложенном им дизайне: «Пожалуй, только такие модели, — вспоминает маэстро, — как первая версия VW Golf и Scirocco, Audi 80, FIAT Panda, Uno, Punto, Grande Punto, Lancia Delta, Alfa Brera, Alfa 159 и Lexus GS 300, встали на конвейер такими, какими я их предложил». Во всех других случаях заказчик нередко просил внести такие изменения в облик модели, которые существенно портили первоначальную идею дизайнера, ее оригинальный облик: «Каждый управленец автозавода убежден, что понимает в дизайне, и желает внести в него свое слово, а иногда и целую фразу!»

По словам маэстро, иногда дизайнеров воспринимают как пластических хирургов, которым отдан на откуп стиль новой модели, а порой их третируют как приказчиков гастронома , от которых мало зависит качество продукта. Тем не менее Джуджаро планирует расширить свое влияние, выступив в новой для него роли консультанта по дизайну крупного автопроизводителя: «Меня всегда просили представить мой собственный проект, но никогда не приглашали в качестве консультанта. Быть может, новая ипостась представит мне новые возможности».

Автор этих строк не раз беседовал с Джорджетто Джуджаро, и в дни, когда отмечался 35-летний юбилей «Italdesign Giugiaro», он подарил вашему корреспонденту роскошно изданный альбом «Дизайн от Джуджаро». На этих страницах «МКмобиль» воспроизводит несколько фотографий из альбома.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ДЖОРДЖЕТТО ДЖУДЖАРО

7 августа 1938     родился в городке Гарессио, к югу от Турина.

Сентябрь 1955     нанят главным инженером FIAT для работы в студии перспективного дизайна.

Декабрь 1959     перешел в кузовную дизайн-студию «Carrozzeria Bertone»  главным дизайнером.

Ноябрь 1965     перешел в кузовную дизайн-студию «Carrozzeria Ghia» на должность директора цеха дизайна и  прототипов.

Февраль 1967     открыл собственную дизайн-студию «Ital Styling»

Февраль 1968     стал вместе с Альдо Мантовани соучредителем дизайн-студии «Italdesign», созданной для разработки дизайна и инжиниринга моделей Alfasud «Alfa Romeo».

Декабрь 1999     международное жюри присуждает ему титул дизайнера XX века.

Март 2000     становится почетным членом «Европейской автомобильной галереи славы».

Январь 2007     вместе с сыном Фабрицио выкупает у семьи Мантовани акции «Italdesign», фирма становится фамильной.

С ОЛИМПИЙСКОЙ ВЕРШИНЫ СВОИХ 70 ЛЕТ ЗНАМЕНИТЫЙ МАЭСТРО АВТОДИЗАЙНА ДЖОРДЖЕТТО ДЖУДЖАРО ОЦЕНИЛ ЗАПОМНИВШИЕСЯ ЕМУ МОДЕЛИ ПРОШЛЫХ ЛЕТ

МОДЕЛИ, ДИЗАЙНОМ КОТОРЫХ ОН ГОРДИТСЯ

Bugatti EB112 (концепт, 1993 год)

— Даже спустя 15 лет с тех пор, как я представил модель, она по-прежнему привлекательна. Весьма сожалею, что не пошла в серию.

Maserati Ghibi (выпускалась с 1966 по 1973 год)

— Символ вопиющего гедонизма, плод полной творческой свободы. Я приобрел такое авто, но уже после моего 60-летия.

Fiat Grande Punto (выпускается с 2005 года)

— Эта модель — дань уважения Умберто Аньели, умершему в 2004 году. Я передал FIAT ее прототип без какого-либо вознаграждения.

МОДЕЛИ, О СОЗДАНИИ КОТОРЫХ ОН СОЖАЛЕЕТ

FIAT Duna (выпускалась с 1987 по 1991 год)

— Этот проект был ошибочным с первого эскиза: дешевый Uno с багажником для Бразилии. Неудивительно, что модель не появилась в Европе.

Italdesign Together (концепт, 1984 год)

— Этот минивэн с отличной аэродинамикой не был откровением с точки зрения дизайна. Оглядываясь назад, должен признать, что в этом случае я напрасно потратил деньги и время.

Renault R21 (выпускалась с 1986 по 1995 год)

— Была поставлена задача создать седан, близкий к премиум-классу, с инновационным дизайном, но управленцы «Renault» принудили меня выпустить заурядно выглядевшую модель.

МОДЕЛИ, АВТОРОМ ДИЗАЙНА КОТОРЫХ ОН ХОТЕЛ БЫ БЫТЬ

Citroёn DS19 (выпускалась с 1955 по 1967 год)

— Единственный пример действительно незабываемой модели и по дизайну, и по инжинирингу. Ее невозможно повторить.

Ferrari P6 (концепт, 1968 год)

— Трудно выбрать одну наиболее удачную модель по дизайну от «Pininfarina SpA», но и спустя 40 лет я по-прежнему в восторге от Р6.

Mercedes 300SL (выпускалась с 1954 по 1957 год)

— Это — классика. Не только потому, что в ней впервые были применены двери типа «крылья чайки», но и потому, насколько модель компактна и технически совершенна.

МОДЕЛИ, ДИЗАЙНОМ КОТОРЫХ ОН, СЛАВА БОГУ, НЕ ЗАНИМАЛСЯ

FIAT 850 (выпускался с 1964 по 1972 год)

— Хороший пример бюджетного проектирования без понимания того, что такое автодизайн.

VW 411/412 (выпускалась с 1970 по 1973 год)

— Форма, в которой отсутствует какая-либо божья искра творчества. Просто железная коробка, спроектированная для того, чтобы прикрыть то, что внутри.

Ford Capri (выпускалась с 1969 по 1986 год)

— После создания Mustang «Ford» захотел дать Европе собственный «пони кар», но мы получили осла.