1482

Нововведенное ЕвроОСАГО распространяется не на всех

C начала весны в РФ вводится европейский вариант ОСАГО (Европротокол). Тем не менее, ГИБДД РФ не советует отказываться от их услуг.
Поделиться

Опыт введения «Европротокола» в Европе показал, что подобная система урегулирования убытков не является оптимальной. Только в первый год работы протокола во Франции количество судебных исков по взысканию страховых выплат с виновников ДТП возросло с 0,5% до 12%.

Итак, вчера в России вступили в силу новые поправки к закону об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), рассказывает "Интерфакс-АФИ".

Был введен порядок прямого урегулирования убытков, при котором пострадавший в ДТП может обратиться за возмещением в собственную страховую компанию, а не к страховщику виновника происшествия. В рамках прямого урегулирования как дополнение введена упрощенная процедура оформления ДТП, которой все специалисты рекомендуют пользоваться с большой осторожностью.

Поправки в закон об ОСАГО определили несколько ключевых условий для реализации возможности обратиться за выплатой к прямому страховщику. Так, в аварии должны участвовать не более двух транспортных средств, в ней не должно оказаться пострадавших лиц, оба водителя должны иметь полисы ОСАГО. При упрощенной процедуре урегулирования, то есть когда водители отказываются вызывать представителя ГИБДД на место происшествия, еще одним условием окажется согласие сторон относительно виновника происшествия.

Отказ от вызова представителя ГИБДД возможен, если у обоих участников столкновения полисы ОСАГО выписаны после 1 марта этого года. С той же даты, как уверяют представители Российского союза автостраховщиков (РСА), в правилах дорожного движения (ПДД) появятся уточнения, которые позволят водителям покидать место происшествия при упрощенном оформлении мелкого убытка.

Если водитель попробует дополучить со страховщика по суду потраченные им средства при ошибочно определенной им стоимости ремонта, его может постигнуть новое разочарование. "Следует также учесть отсутствие наработанных процедур в российских судах в отношении присуждения ущерба по упрощенному урегулированию. Нужно понимать, что водителю в суде самому потребуется отстаивать свою позицию в суде и доказывать претензию на получение большего возмещения в отсутствие доказательной базы, каковой до сегодняшнего дня служила справка ГИБДД о ДТП", - пояснил президент РСА.

В связи с этим он призвал водителей с определенной осторожностью использовать права, предоставленные законодателем, в случае, если у автовладельца есть сомнения относительно получения машиной неочевидных, например, внутренних, повреждений в ДТП.

Как сообщает «Росбалт», ГИБДД призывает водителей в течение периода, пока новая система внедрится окончательно, регистрировать ДТП традиционным порядком, с привлечением сотрудников милиции.

По словам генерального директора СГ АСК Юрия Берхмана, главной помехой участникам ДТП в использовании поправок является то, что у российских водителей не сегодняшний день отсутствует опыт оценки ДТП, что может привести к возникновению спорных ситуаций при урегулировании убытков.

«Страховым компаниям в этих случаях придется выполнять функции дознавателей, самостоятельно определяя, кто является виновником аварии», - предупреждает он.

Кстати говоря, "консерваторы" могут придерживаться и старых правил. В преддверии вступления в силу нового порядка представители Российского союза автостраховщиков уточнили, что все процедуры будут вводиться с 1 марта поэтапно. Это означает, что сначала дополнительными правами смогут пользоваться только владельцы новых полисов ОСАГО по договорам, заключенным начиная с 1 марта. При этом ни форма полиса, ни форма извещения о ДТП меняться не будут.

Через год, как считает заместитель директора по методологии РСА Владимир Козлов, охват водителей, которые будут иметь право использовать порядок европейского протокола и прямого урегулирования убытков в ОСАГО, достигнет 100%.

Эксперты прогнозируют, что компании в новых условиях будут применять более мягкие подходы при определении суммы возмещения по ОСАГО к своим клиентам, чем к водителям, пришедшим в чужую компанию, как это происходит сейчас. В результате средняя выплата по ОСАГО для автовладельцев может подрасти. Однако это ляжет дополнительным грузом на страховщиков и ухудшит показатель убыточности в этом виде страхования.