2176

Право на «права». Пластиковые

Автомобилисты вернули себе водительские удостоверения через суд
Непонятная ситуация с выдачей водительских «прав» образца №2 возникла еще в октябре прошлого года.
Поделиться

Непонятная ситуация с выдачей водительских «прав» образца №2 возникла еще в октябре прошлого года. Именно тогда ГАИ прекратила выдавать пластиковые «корочки». Была масса самых разных догадок — от банальных (в ГИБДД закончились «розовые» бланки «прав») до криминальных (дескать, автоинспекция требует от автомобилистов помимо оплаты гос­пошлины за «права» платить фирме, занимающейся производством этих самых «прав», что незаконно, то есть чистой воды криминал).  

Как позже выяснилось, более правдоподобной оказалась именно криминальная версия. Говорят, будто в ходе прокурорской проверки было установлено, что миллионы рублей простых автомобилистов с подачи придорожных милиционеров были «подарены» коммерсантам. Дабы не наломать еще больше дров, гаишники здраво рассудили, что проще всего от греха подальше отложить выдачу пластиковых «прав» до лучших времен. То есть до тех пор, пока не будут проведены новые тендеры среди предприятий-изготовителей, не будут заключены новые контракты и, главное, пока местные власти не определят объем финансирования.  

А между тем волна по невыдаче маленьких удостоверений прокатилась по стране. Свою лепту внес финансовый кризис: у краев, областей и республик нашей необъятной элементарно не оказалось денег, чтобы расплатиться с изготовителями пластиковых «прав» за их продукцию (постановление правительства РФ предусматривает, что с граждан может взиматься только госпошлина за выдачу водительских удостоверений, а все остальные траты ложатся на местные бюджеты).  

Таким образом, в большинстве регионов страны была прекращена выдача водительских удостоверений второго типа (маленькие пластиковые удостоверения), а вместо них гаишники предлагали довольствоваться Типом №1 («права» размером с талончик техосмотра).  

Однако в законе сказано, что каждый гражданин вправе требовать выдачи водительского удостоверения как образца №1, так и образца №2. Этой же точки зрения придерживался один из жителей Екатеринбурга. Гражданин обратился в суд, и служитель Фемиды полностью удовлетворил требования истца, обязав ГИБДД выдать пластиковые «права», а местные власти — оплатить их производство.  

Говорить о победе еще рано, ведь в конце концов, если денег в местном бюджете нет, так откуда их взять? Куда проще очередным постановлением правительства вернуть все на круги своя, то есть возродить прежнюю схему, когда граждане сами оплачивали и выдачу «прав», и их производство.

НАША СПРАВКА

До 2004 года изготовление и реализация водительских удостоверений осуществлялись в соответствии с постановлением правительства №228 от 8 апреля 1992 года и соответствующими приказами МВД России. Бланки водительских удостоверений Тип №1 закупались МВД у предприятий-изготовителей, а затем оформлялись и выдавались в подразделениях ГИБДД. При этом граждане оплачивали только одну гаишную квитанцию.
Водительские удостоверения Тип №2 «реализовывались» по иной схеме: бланки изготавливались предприятиями на основании договоров, заключенных с ГИБДД. Изготовление пластиковых «прав» оплачивало не МВД, а непосредственно граждане, перечисляя деньги на счет организации. Кроме того, нужно было оплатить еще одну, на этот раз гаишную квитанцию за операцию по выдаче «прав».