В советское время нашим идеологам было очень болезненно осознавать, что в Швеции социализм получился лучше, чем в СССР. Шведский пенсионер ездил по всему миру, шведский студент на стипендию покупал автомобиль, а шведская домохозяйка бесплатно ходила по врачам. Зато последствия этого благоденствия, пусть и с отсрочкой, сказались на экономике страны. Шведский рабочий начал обходиться настолько дорого, что его содержание не компенсировали ни высокая квалификация, ни качество производимого продукта. Швед невероятно подорожал и утратил конкурентоспособность. И постоянное хождение «Volvo» по разным рукам — неизбежное следствие. При этом поиск стратегического партнера — затея давняя. Было время, когда «Volvo» изо всех сил дружила с государственной и стабильной во все времена компанией «Renault». От той дружбы родился совместный «ребеночек» — Volvo 440/460 и Renault 19. Автомобиль неудачный и быстро сошедший со сцены.
Потом начался период «Ford». В 1999 году американцы купили шведов за $6,4 млрд. И хотя экономически «Ford» был более чем состоятелен, особого успеха не случилось. Mondeo стали получаться по-вольвовски безопасными, наработки в этой области распространились и на остальные модели европейского подразделения, но в целом «семейные отношения» не сложились.
Как рассказывали сами фордовцы в кулуарах, работать со шведами крайне сложно. Они слишком самобытные, неторопливые и самодостаточные. Маленький народ (всего 9 млн.) не в состоянии нестись в ногу со временем и поспевать за стремительными требованиями рынка. Американцы старались вовсю, вывели часть производства на свои более дешевые заводы (отливка блоков и цилиндро-поршневой группы велась на заводе в Таиланде), создали совместные платформы (Focus/S40), занялись унификацией и общей закупкой комплектующих. Не помогло. Кризис лишь усугубил ситуацию, и от фирмы-неудачницы пришлось уже откровенно избавляться. «Geely» учреждена малайзийским предпринимателем китайского происхождения Ли Шуфу в ноябре 1986 года как частная компания по производству комплектующих для холодильников. Автомобили фирмочка начала делать в 1997 году. Для шведов это национальный позор.
А тут еще 300-летие Полтавской битвы очень некстати подоспело…