Если бы не запредельно высокий уровень жизни в стране и не политика социальных гарантий, в результате которой каждый шведский рабочий стоит как премьер-министр, шансы на выживание еще были бы. А так их нет. Поэтому «Volvo» стыдливо продается китайской «Geely», а SAAB более изворотливо покупает сам себя, позвав в союзники дорогой гаражный кооператив «Koenigsegg Group AB» с объемом производства 18 эксклюзивных автомобилей в год. Суть союза в том, что под тонущий SAAB денег никто не даст, а под альянс фирмы и мастерской — дадут.
Но кроме неудачного происхождения у SAAB была еще важная и весьма отрицательная особенность — он не умел объясняться с клиентами по поводу слишком нерасторопно обновляемого модельного ряда. Всего две машины, да и те старые. А потребитель избалован и все время хочет чего-то нового. При этом оба автомобиля отличные и ни в чем не устаревшие. В каждой заложен такой отменный потенциал, что они не устареют и за 15 лет, не то что за какие-нибудь 7, как, например, модель 9-3, стартовавшая в 2002 году. И даже машина 9-5 образца 1997 года еще не изъезжена до идеологического и морального конца. Если бы вместо затрат на бедж-инжиниринг (логотип SAAB клеили, скажем, на Chevrolet TrailBlaser) шведы наняли талантливого или просто наглого пиарщика, который объяснил бы народу, что коньяк и SAAB с годами становятся только лучше, нынешнее положение фирмы было бы не таким печальным. Но шведы допустили ту же ошибку, что и «Apple». В то время когда мир еще не был порабощен Биллом Гейтсом, а операционная система MS-DOS была невыносимо хуже Mac OS, самонадеянность последних не позволила им понять, что без ободряющего пинка люди пройдут мимо даже самого лучшего товара. И «Apple» сел ждать, когда люди к нему сами потянутся. И в результате проиграл битву, став производителем узкоспециализированных компьютеров для полиграфистов и пижонов, а мы с вами мучаемся с Windows.
Но все годы покровительства американцы из GM весьма искренне переживали по поводу саабовских неудач и все время взбадривали шведов, не давая им заснуть на ходу. И вот теперь, когда уже близок конец, усилия американцев дали результат. SAAB все-таки сделал новую машину и даже организовал специальную утечку информации, дабы похвастаться, а заодно утешить инвесторов и кредиторов.
Новая машина придет на смену модели 9-5, но имени нового не получит, став просто вторым поколением 9-5. В ее основе — платформа Opel Insignia, то есть одна из лучших в мире. Потихоньку отвыкая тянуть кота за хвост, расторможенные шведы усиленно готовят сразу два кузова и намерены дебютировать с седаном и универсалом. Задача — успеть до сентября и предъявить машину на автосалоне во Франкфурте.