У нас такие наблюдения не ведутся. Зато американцы давно подсчитали: самое большое количество столкновений на дорогах происходит именно с лосями. Остается только согласиться, что и у нас, в Подмосковье, такая проблема существует.
Вот хроника недавних сообщений. На 87-м километре федеральной трассы “Крым” водитель автомобиля Toyota сбил перебегавшего дорогу лося. Столкновение закончилось печально: тяжелые травмы получил сам водитель, житель Лобни, погибла ехавшая с ним шестнадцатилетняя девушка. Вторая девочка семи лет получила ушиб левой голени.
Это место на трассе у водителей на плохом счету. Двумя километрами ближе к столице тоже было столкновение машины с лосем. Тогда здесь погиб житель Воскресенска. Несколькими годами раньше — сходная трагедия. В лося врезается “Ауди 80”, водитель гибнет.
Другой адрес — Минское шоссе, восьмидесятый километр. C лосем не разъехался Hyundai. Водитель иномарки скончался на месте, ранены два пассажира. Инцидент произошел в районе Дорохова.
Памятна и трагедия прошлого лета, когда с лосем столкнулся “Лексус”, за рулем которого был глава Лотошинского района Владимир Давыдов, погибший в этом ДТП.
Два года назад, в августе, на Новорижском шоссе еще один автомобиль не разминулся с рогатым зверем. Госпитализированы четыре человека, раненый лось ушел в лес.
Эту печальную хронику можно продолжить. При этом не все случаи неожиданных встреч на дорогах попадают в официальные сводки. Зато рассказами о неожиданных встречах на дороге пестрит интернет. Водители делятся впечатлениями от “сюрпризов”. Их рассказы разнятся в деталях. Но все соглашаются с одним фактом: появление зверя на дороге — всегда полная неожиданность. Вот он вышел из леса и вроде бы замер у дорожного полотна. Вдруг резкий рывок, и лось уже на дороге. И большой вопрос, станет ли он ее пересекать или направится по полотну вправо ли, влево ли.
По всему миру для животных устраивают специальные переходы. Чаще всего в виде довольно просторных тоннелей под дорожным полотном. Что удивительно: к предложенным человеком вариантам привыкают олени, медведи, более мелкое зверье, но только не лоси. Эти гордые создания предпочитают ничем не ограниченные переходы, автобаны например.
И ладно бы весной, во время гона, шастали по дорогам. Зимой они здесь не реже появляются. И все потому, что не любят глубокий снег. Ищут малоснежные участки, коими и оказываются большие и малые дороги. Причем наиболее активны лоси в темное время суток. При этом заметить их на проезжей части очень трудно: лосиная шерсть не отражает свет фар. Кстати, его рогатые не боятся. Вам подтвердят десятки водителей, что лоси не убегают от приближающихся машин.
Более того, иногда, при всей своей природной доброте, они ведут себя очень агрессивно. Под Чеховом водитель иномарки пытался звуковым сигналом прогнать лося с проезжей части. Добился только, что тот пришел в ярость, пошел в атаку на автомобиль, разбив копытами двери и повредив рогами капот. Водитель отделался испугом. Непредсказуемо поведет себя и лосиха, защищая детеныша.
Лосей обвинять в дорожных столкновениях было бы нелепо. Это не они, а мы вторглись в их ареал существования. Дороги прокладываем без учета путей миграции диких животных, не учитываем их повадки. И не сильно заморачиваемся, услышав об очередной гибели лося.
Между тем поголовье этих крупных животных в Подмосковье заметно снизилось даже в сравнении с началом нынешнего тысячелетия. Их осталось не более 3600. Животные уходят в ярославские леса, в Мордовию. Туда, где не столь жесток автомобильный прессинг и не достают дымы от горящих торфяников или участившихся лесных пожаров.
Защитить лосей можно и нужно. Те же американцы идут даже на перепроектирование дорог, засыпая некоторые участки камнями среднего размера. “Шаткая земля” заставляет лося идти медленнее, позволяя водителям объехать его или затормозить в нужный момент. Немало расходуется средств и на высокотехнологичные устройства, которые разрабатывались для исследований космоса и систем противоракетной обороны.
Вот так, космос и лоси на одной чаше весов. Это к тому, что у нас экономят даже на обычных дорожных знаках типа “Осторожно, дикие животные”. Кстати, их нет даже в местах наиболее частых столкновений машин с животными, потому что никто не отслеживает географию таких ДТП и их закономерность. Знаки и то не столь давно появились в районах лесопарков, Приокско-Террасного заповедника, национального парка “Лосиный Остров”. Но там-то как раз автомобилисты не гоняют, ориентируясь на указанное ограничение скорости. Зато как угорелые несутся через лесистые регионы. Тут, мол, только и разогнаться. Вот бы где расставить громадные, подсвеченные в темное время суток лозунги типа: затормозите ради лося, это может спасти вашу жизнь. Думаете, ерунда? Тогда вспоминайте статистику, по которой каждый третий сбивший лося человек гибнет сам.