Настала пора очередного промежуточного отчета ГАИ, главная задача коего — рассказать, куда делись два миллиарда долларов, полученных на федеральную целевую программу по повышению безопасности на дорогах. Причем кроме денег необходимо блеснуть снижением аварийности и смертности. Что за такие деньги оба показателя снижаться будут неуклонно, было ясно сразу, так же как и то, что к моменту окончания программы в 2012 году ГАИ с поставленной задачей великолепно справится и снизит количество погибших в заявленные полтора раза. И чтобы заказчик, в роли которого выступила сама ГАИ, и кормилец, а эту роль на себя традиционно взяла власть, в финале не удивлялись высочайшим достижениям, промежуточные отчеты тоже должны потихоньку приучать к неизбежности победы и потому радовать красивыми цифрами.
За 9 месяцев этого года автомобилей на дорогах стало больше почти на миллион штук, пить народ не перестал, дороги не улучшились, а чудо все равно произошло. Аварий случилось на 6,6% меньше. Хотя на самом деле не меньше, а, как написано в отчете, «было зарегистрировано на 6,6% меньше». Разницу чувствуете? А число погибших радует еще сильней — оно сократилось на 12%. На фоне этого неотвратимо надвигающегося дорожного благоденствия лишь пешеходы не радуют. И хотя их смертность тоже приведена в соответствие с общими красочными показателями, погибшие пешеходы составили 45% от общего числа убитых в ДТП.
Но как же выглядит ситуация на самом деле?
Ну, например, вот так. Тело, привезенное после ДТП машиной «скорой помощи» в больницу, подлежит регистрации. На каждого пострадавшего заводится документ установленного образца, в котором подробно прописано все, что можно узнать о человеке. Как и полагается, все начинается с фамилии, имени и отчества. Если тело живое и может говорить, карточка заполняется. А если тело уже не говорит и документов при нем нет? Тогда оно отправляется в графу «прочее» и не попадает в статистику смертей в ДТП (медики обычно пишут, что смерть наступила в результате черепно-мозговой травмы или травматического отсоединения конечностей, но в документах эти смертельные травмы никак не связываются с ДТП).
Умение спрятать гибель людей среди цифр — весьма талантливо придуманная система. При этом успешно работающая. А уж не зарегистрировать само ДТП и тем самым снизить показатели аварийности в стране — тем более очень просто.
В «Ежедневном журнале» Юлия Латынина очень точно описала ситуацию: «Мир больше не разделен на социализм и капитализм. Но в мире по-прежнему соревнуются два вида стран. Одни бегут вперед. Другие пытаются договориться с судьями, телекамерами и фотофинишем, чтобы их признали победителями в состязании. Фотофиниш не согласен».
ГАИ — как неотъемлемая часть государства — тоже старательно исполняет свою задачу и на вверенном ей участке договаривается с фотофинишем…