10858

Кризис угонного дела

В 2009 году российские автоворы продавали машины даже за еду
Подводя угонные итоги 2008 года, специалисты в один голос твердили, что статистика автоворовства предстоящего 2009 года побьет все мыслимые и немыслимые рекорды. А виной разгулу преступности станет бушующий в мире кризис.
Поделиться
Изображение Кризис  угонного дела

Подводя угонные итоги 2008 года, специалисты в один голос твердили, что статистика автоворовства предстоящего 2009 года побьет все мыслимые и немыслимые рекорды. А виной разгулу преступности станет бушующий в мире кризис. По тогдашним прогнозам милиционеров, в одной только Москве в 2009 году должны были остаться без машин более 17 000 автовладельцев. А по стране в целом от рук угонщиков должны были пострадать никак не меньше 110 000 человек. К всеобщей радости, пессимистичные прогнозы не совсем оправдались. Вернее, совсем не оправдались. Количество автомобильных краж в 2009 году заметно снизилось. В причинах потери трудоспособности автоворов разобрались корреспонденты “МК”.

И хотя окончательной статистики угонов за 2009 год еще нет (она появится не раньше февраля 2010 года), уже сейчас можно сделать однозначный вывод, что и для автоворов этот год был таким же голодным, как и для многих россиян. К такому умозаключению можно прийти, проанализировав данные по угону транспорта за 10 месяцев уходящего года. Так, по данным ДОБДД МВД РФ, с января по октябрь включительно в стране было угнано чуть больше 73 000 машин. При этом 64 процента угонов пришлось на долю отечественных авто (в том числе иномарок, собранных в России). Для сравнения: в 2006 году милиционеры приняли 124 003 заявления о неправомерном завладении авто, в 2007 году от законных владельцев ушли 123 564 машины, в 2008 году осиротели около 100 000 моторизованных россиян.

Гастарбайтеры не в деле


В Департаменте уголовного розыска снижение активности похитителей машин связывают как с падением спроса на автомобили, так и с более усидчивой работой правоохранителей на “земле”:


— В конце 2008 года мы построили несколько моделей развития криминальной обстановки в стране по части угонов, — рассказывает наш источник в МВД. — Пессимистичная модель говорила, что количество автокраж резко возрастет и связано это будет с тем, что в свободном плавании, то есть без работы, останутся толковые специалисты из автосервисов и огромное количество гастарбайтеров. Но здравый смысл нам подсказывал, что те, кто на “ты” с автомобилем, в кризис, напротив, будут востребованы в автомастерских. А люди, которые только и умеют, что рыть траншеи, месить цемент и таскать тяжелые баулы, едва ли смогут умыкнуть автомобиль. Но даже если и эта задача им окажется по зубам, то как им без хороших связей в криминальном мире сбагрить краденые “колеса”, совершенно непонятно.
 
 Да, в начале года мы наблюдали небольшой всплеск угонов автомобилей в столице, совершенных безработными таджиками и узбеками, но говорить о том, что они хоть как-то повлияли на статистику, язык не поворачивается. В основном безработные гастарбайтеры совершали другие, менее интеллектуально емкие виды преступлений: уличные грабежи и разбои, воровство еды в супермаркетах. Кстати, кажется, в феврале оперативники угро задержали нелегала из Таджикистана, который в магазине пытался расплатиться за тележку, полную продуктов, краденым автомобилем.

По словам нашего источника в правоохранительных органах, развитие событий по пессимистичной модели эксперты МВД признали маловероятным. Однако журналисты и представители страхового сообщества вцепились именно в нее, раструбив на весь мир, что из-за экономического кризиса едва ли не каждый второй автовладелец в стране рискует остаться без железного коня. Понятно, что “золотым перьям” нужны сенсации, а страховщикам — обоснование для увеличения тарифов по КАСКО. Наверное, именно поэтому оптимистичную модель, разработанную умами от МВД, никто и не донес до широкой общественности. А ведь оптимистичная модель предполагала, что кризис вызовет падение рынка продаж как новых, так и подержанных машин. Так и получилось: в условиях нестабильной экономики сбыть криминальное авто оказалось крайне трудно, ибо “чистые” машины на “вторичке” стали стоить, как до кризиса угнанные.

Воры занялись “расчлененкой”

Единственный способ получить желаемую наживу с угнанного авто — это продать его по запчастям. Борцы с автоугонщиками это предусмотрели в оптимистичной модели и в 2009 году не обделяли своим вниманием всевозможные авторазборки, сервисы, гаражные кооперативы. Наиболее часто “расчлененку” милиционеры находили в гаражных кооперативах. Немало криминальных элементов было повязано благодаря газетам частных объявлений и интернет-ресурсам, где неосмотрительные преступники размещали свои предложения о продаже запчастей.

Кстати, благодаря Всемирной Паутине и газетам столичные сыщики разоблачили дюжину банд, занимающихся не кражами целых машин, а отдельных их частей, притом на заказ! Порожденная кризисом криминальная услуга оказалась безумно востребованной на рынке запчастей. Каждый день в дежурные части отделов милиции Москвы и области (впрочем, и в ряде других регионов страны находились черные “трансплантаторы”, похищающие “донорские органы” с машин) поступают заявления о скрученном ночью бампере, крыле, капоте, фаре, колесах и даже подушке безопасности. “Прихватизированные” запчасти для нуждающихся обходятся в 2—3 раза дешевле, чем аналоги, купленные в магазине. Да и на отработку заказа у криминальных элементов уходит 3—4 дня, в то время как ждать деталь, заказанную у официалов, нужно долгие недели, а то и месяцы.

Количество краж запчастей с машин, стоящих во дворах, в 2009 году резко увеличилось, и впору говорить о том, что снижение числа угонов с лихвой компенсировалось увеличением краж “донорских органов”. В общем, как в бородатом анекдоте: “Мыкола, а ты вагон яблок сможешь съесть? — Все не съем, но по одному понадкусываю”.

Угнал? Нет, одолжил!

Еще один тренд 2009 года по угонам машин — исчезновения “тачек” из автосервисов и моек. Работники предприятий сферы обслуживания повадились “одалживать” автомобили у своих клиентов. Да и как устоять перед искушением, когда клиенты своими действиями по сути сами отдают сервисменам свои машины напрокат? Только за этот год в России произошло не меньше трех сотен подобных угонов. Чаще всего “брали взаймы” автомобили работники моек и сервисов Москвы, Екатеринбурга, Челябинска и Тюмени. В абсолютном большинстве случаев подобные нелегальные покатушки на чужих авто заканчиваются дорожно-транспортными происшествиями, и владельцы оставленных в сервисе или на мойке машин узнают об угоне, лишь когда им звонят из ГАИ с просьбой отковырять свое авто от столба.

Вице-президент Общества потребителей автотехники России, юрист Антон Недзвецкий утверждает, что в подобных угонах “взаймы” виноваты сами автовладельцы, грамотно не оформившие отношения со станцией техобслуживания и мойкой:

— Не стоит поддаваться уговорам работников предприятий сферы обслуживания оставить им вместе с ключами документы от машины. Их аргумент, что может прийти милиция, а у них нет документов от техники, — совсем не аргумент. Должен составляться в двух экземплярах приемо-сдаточный акт, в который вписываются данные автомобиля, его состояние, показания одометра, и все это скрепляется подписями сторон и печатью сервиса. Этого документа нагрянувшей с проверкой милиции будет достаточно, чтобы к работникам сервиса не иметь претензий. Помните, что когда документы на автомобиль остаются у вас, у сервисменов меньше соблазна сесть за руль чужого авто, — подытожил юрист Недзвецкий.

Один из последних громких угонов с предприятия обслуживания произошел в ноябре. Москвичка оставила на ночь свою Mazda3 в автомойке, надеясь совместить два в одном: помыть автомобиль и оставить его не во дворе, а под присмотром работников “автобани”. Но поутру мадам не обнаружила своей “ласточки”. Директор мойки пояснил, что один из его работников уехал на данном автомобиле, а куда — неизвестно. Автомобиль нашли через несколько часов после угона. Но не в Москве, а на окраине Подмосковья — в Сергиевом Посаде. Угонщик на краденой иномарке врезался в металлический заборчик и попытался смыться с места аварии. Не получилось. Его схватили сотрудники ГИБДД, на глазах которых и произошел инцидент. В отделении милиции криминальный “мойдодыр” пояснил, что он вовсе не воровал авто, а одолжил его на ночь.

Богатые тоже плачут

Если изучить марки похищаемых в этом году машин, то прослеживается любопытная тенденция: иномаркам среднего класса преступники все чаще предпочитали дорогие авто. Такого рекордного количества угонов автомобилей Hummer, Bentley и Porsche ни столичные, ни областные сыщики не припомнят. Шутка ли, без малого за год на элитную Bentley Continental гангстеры посягали около 40 раз! А как вам 73 попытки угона Porsche Cayenne? И даже доселе не интересовавший преступников Hummer трижды становился героем милицейских сводок. Кстати, последний “хаммерок” увели в последнюю субботу ноября. Житель Краснодара приехал в столицу за подарками, оставил на полчаса свой внедорожник у торгового центра на Салтыковской улице (восток Москвы), а когда вышел с покупками, то обнаружил, что на месте, где он парковал свой белоснежный H2, стоит уже совсем другой автомобиль.

Предыдущие угоны “американцев” случились в Москве в августе (от метро “Братиславская” увели новенький H3) и в апреле (машину преступники “подобрали” во дворе жилого дома в районе Чертаново). Все три Hummer до сих пор числятся в розыске.

Как и в прошлом 2008 году, угонщики так же активно зарились на премиум-класс от японских автопроизводителей: Toyota Land Cruiser, Lexus всех мастей, Infiniti серий FX и QX.

Угонщики открыли новый фронт

Кризис — самое удачное время для организации нового бизнеса. В том числе и криминального. Почти не угонявшиеся до 2009 года квадроциклы вдруг снискали бешеную популярность у представителей криминального мира. Причем речь идет не о деревенской шпане, угнавшей мотовездеход ради куража, а о профессиональной преступной группировке, появившейся этой весной в Подмосковье. Что ни неделя, то стабильно один-два угона. За весь год удалось найти лишь один квадроцикл, украденный в Московской области. Да и то по чистой случайности. Бывший владелец мотовездехода Андрей Сергиенков увидел на МКАДе в прицепе у чужака свою технику. Как пояснил новый владелец квадроцикла, его он приобрел в Наро-Фоминске за 130 000 рублей. Продавец мотовездехода в обмен на деньги передал ключи от техники и справку из милиции об утере документов. После долгих разбирательств и судебных тяжб квадрик вернулся к законному владельцу.

Но это скорее исключительный случай. За 11 месяцев 2009 года в столичном пригороде “сделали ноги” почти 70 квадроциклам. Их угоняют не только ночью из гаражей коттеджей, но и днем прямо из-под окон. Для угонщиков квадроциклы крайне притягательны, ведь их цена сопоставима со стоимостью бюджетной иномарки, нет проблем с легализацией и сбытом (спрос на дешевые бэушные мотовездеходы в разы превышает предложение). Найти ворованный квадроцикл почти нереально, ибо на дороге общего пользования они не ходоки, ездят в основном по полям да лесам, где милиционеры если и бывают, то исключительно чтобы пожарить шашлыки. Кроме того, на руку угонщикам играет и то, что по квадроциклам не ведется база угонов, а сама похищенная техника рассматривается как украденная вещь, а не транспортное средство. То есть даже если сотрудник правоохранительных органов и обнаружит подозрительную технику, пробить по номерам криминальную составляющую он не сможет. Именно поэтому квадроциклы так просто легализуются — пришел в милицию, получил справку об утере документов, продал мотовездеход вместе с этой справкой, и “котлета” из тысячных купюр в кармане.

Владельцы похищенных ATV собственными силами стараются создать базу угнанных квадроциклов в интернете, но пока их телодвижения желаемых результатов не принесли — до сих пор не всплыл ни один похищенный “мини-трактор”.

В том, что в Московской области завелась организованная преступная группировка “квадроворов”, сомневаться не приходится. Злодеи хорошо знакомы с устройством ATV, знают, как быстро его завести и где продать. Нередко воры прибегают к маскировке: отмечено несколько случаев, когда преступники одевались в мотоэкипировку, схожую с той, что носит владелец техники. Выходит, что гангстеры устраивают самую настоящую охоту за внедорожной мототехникой.

Воры поддержали отечественного производителя

Экономический кризис, разумеется, скорректировал вкусы угонщиков столичного региона. Если в прошлом 2008 году самой востребованной маркой у автоворов была Toyota во всех ее проявлениях, то если судить по десятимесячной статистике уходящего года, пальма первенства за продукцией “АвтоВАЗа”. Так, из 13 000 угнанных в Москве и Московской области машин 4500 пришлось на долю “ВАЗов”. При этом в любимчиках у криминалитета ходят четырнадцатая, двенадцатая, девятая и девяносто девятая модели “Жигулей”. В затылок отечественным производителям в списке угнанных машин дышит японская Toyota с результатом почти в полторы сотни штук. Чаще всего воры покушались на модели Camry, Avensis, Land Cruiser, Corolla. Далее идет продукция от концерна BMW (здесь безусловное лидерство за “пятерками” и “трешками”). Теперь о владельцах 600 “баварок” можно говорить с приставкой “экс”. “Осиротели” и некоторые владельцы Volkswagen, а если точнее, таковых набралось под 350 человек. Около трех сотен поклонников Nissan по воле угонщиков оказались снятыми с “колес”, и примерно еще столько же несчастных набралось среди владельцев Mazda и Audi. Если говорить о тенденциях, то воры потихоньку в этом году начали прощупывать иномарочный бюджет типа Kia Spectra, Kia Rio, Hуundai Accent, Daewoo Nexia, Renault Logan, Chevrolet Lanos и Chevrolet Lacetti. И хотя в абсолютных цифрах этих машин угнано немного, прирост к прошлогодней статистике доходит до 150 процентов.  По некоторым прогнозам, в угонные лидеры 2010 года имеет все шансы выбиться Lada Priora (с начала года в Москве и области их уже недосчитались 159 владельцев).

Впрочем, о том, каким будет следующий год в плане угонов, загадывать не возьмемся. Если страна начнет постепенно отходить от кризиса и автомобильный рынок потихоньку начнет оживать, вместе с ним оживет и рынок по продаже краденых авто.

BENTLEY ПО ДЕШЕВКЕ

Главным заказчиком автомобилей марки Bentley выступают состоятельные жители южных регионов нашей страны (Чечня, Ингушетия, Дагестан). Если верить народной молве, обратившись к местным криминальным элементам, за символические 3—4 миллиона рублей (при стоимости нового Bentley 9 “лямов”) всяк желающий может приобрести себе в парк Bentley. Говорят, что в стоимость автомобиля входит его легализация.

СПРАВКА “МК”

Наибольшее количество краж автомобилей в уходящем году было совершено на территории Центрального (примерно 22 500 авто ушли от своих владельцев), Приволжского (13 000 заявлений о пропаже машин), Сибирского (11 000 удачных покушений совершили гангстеры) и Северо-Западного (свыше 9000 угонов) федеральных округов.

В этом году общее число угонов снизилось примерно на 20%. При этом дорогие машины стали угонять чаще. Скажем, если в прошлом году в Москве было угнано 32 Porsche Cayenne, то в этом уже 53.

САМЫЕ УГОНЯЕМЫЕ АВТОМОБИЛИ СТОЛИЧНОГО РЕГИОНА С НАЧАЛА 2009 ГОДА

1.    “ВАЗ”    4500 шт.
2.    Toyota    1500 шт.
3.    BMW    600 шт.
4.    Volkswagen    350 шт.
5.     Nissan    300 шт.