Европа любит Женевский автосалон. Тут все по-честному, среди своих, без предвзятости и заведомого обожания по национальному признаку. В Швейцарии своего автопрома нет, поэтому все гости на равных.
А вообще Женева сильно изменилась. Стала бедней и злее. Лет 10 тому назад в такси здесь служили либо Mercedes S-класса, либо Lexus. Таксистами работали сами швейцарцы, они охотно принимали кредитные карты и любую валюту, вплоть до рублей, вежливо извиняясь за незнание курса. Сейчас такси в Женеве — всякие дешевые “японцы”, включая вовсе непонятный в этой роли Prius, а таксисты, вжав голову в плечи, извиняются за свой арабский акцент и пугающую внешность, деньги берут только наличными и исключительно в местных франках. В Швейцарии лицензия на такси во многом похожа на американскую — в ее роли выступает так называемый именной жетон, выкупаемый у государства. И вот коренные швейцарцы пресытились извозом, сдав свои жетоны в аренду арабам. Отсюда и недостойные автомобили, странность в повадках и языковые трудности. А еще в Женеве перестали пропускать пешеходов. Невероятно? И тем не менее пешеход, не успевший на свой мигающий зеленый пересечь всего одну полосу до безопасного тротуара, так и остался на разделительном пунктире среди машин, поскольку коренные швейцарцы ни на секунду не притормозили и на свой разрешающий сигнал решительно двинулись со светофора. А дело в том, что замешкавшийся пешеход был с явными признаками азиатчины. Единственная, кто сжалилась и пропустила его, — негритянка на старой Toyota.
В прошлом году на Женевском автосалоне были аккредитованы почти 5000 журналистов. Посетителей около полумиллиона. Показатели этого года — 10 000 акул пера и миллион зрителей. В прошлом году люди не очень знали, разумно ли тратить деньги на автомобиль, может, пригодятся на что-то более важное? Но на основных рынках Европы кризисом так и не запахло, а в показательной Германии 2009 год и вовсе стал самым успешным за десятилетие, и поэтому в 2010-м народ массово проявил интерес к новинкам, прекрасно понимая, что неприятности позади и пора опять жить на широкую ногу. Приятная особенность Женевского автосалона в том, что это не абстрактная выставка, где лишь смотрят. Это шоу-рум, где выбирают свою машину и, насмотревшись на нее здесь, тут же идут оформлять покупку к дилеру. Женева — площадка максимально конкретного сближения предложения и спроса.
Подоплека нынешнего, уже восьмидесятого по счету автосалона — экологичность транспорта. Гибриды, электромобили и дизельные моторы показали даже фирмы, от которых такого подвоха никто не ожидал. Но европейская истерия достигла должного градуса, и производители решили ответить на запрос общества своими предложениями. При этом они прекрасно знают, что гибриды, и уж тем более электрические машинки, — это полный тупик и всерьез развивать данное направление бессмысленно. И среди посетителей тоже немало умных людей, знающих правду. Но раз есть социальный заказ, на него уже готов ответ, на который можно было вдоволь поужасаться именно в Женеве.
Принято считать, что впереди всех в вопросах гибридизации находится Toyota. Ее Prius не только первый серийный, но и первый коммерчески успешный. Но дело в том, что уникальная технология гибрида Prius — покупная. Как и полагается, придумали ее американцы. И зная, что это тупиковая технология, спокойно кинули патент в свободную продажу. И как это и было испокон веку, японцы схватили идею и довели ее до конвейера. Правда, позабыли воздать должное авторам и, проиграв два суда, отныне платят американским правообладателям с каждого проданного гибрида. На Женевском автосалоне Toyota окрасилась в чистый белый цвет и выкатила целое гибридное стадо. Публика не очень радовалась этому изобилию, а специалисты, подразумевая политику заимствования тупиковых идей, тихо хихикали в кулуарах, спрашивая, что там Toyota еще прикупила на этот раз? Хотя красный концепт, обещающий стать новой Celica, народ разглядывал с интересом. И пока “Тойота” делала чистое лицо, остальные производители притащили с собой на выставку кучу собственных гибридов и прочей сомнительной техники, прекрасно осознавая, что все это лишь для галочки.
Хотя такие галочки стоят огромных денег, поскольку отрабатывать социальный заказ и приплясывать перед публикой, зараженной параноидальным экологическим стремлением к чистоте среди легковых автомобилей, приходится с убедительным размахом. Притом что бьющаяся в припадке публика не воспринимает экологическую угрозу автобусов, самосвалов, тракторов, экскаваторов, асфальтоукладчиков, самолетов и прочих могучих моторных средств. Но эконапряжение в обществе таково, что плясать приходится с максимально искренним выражением лиц. Ведь иначе не поверят. Тут все как с расизмом. Швейцарцы, на светофоре готовые задавить китайца, полагают себя политкорректными и воспитанными и очень обидятся, если им ткнуть в нос чуть не погибшего пешехода. Фирмы знают о человеческом лицемерии и старательно готовят одну-две модели, которые успокоят народ и подтвердят, что производитель честно соблюдает правила игры. Зато все остальные машины у них нормальные, и именно их и будут покупать (а китайца при случае обязательно задавят).
Но это заигрывание все равно получилось ошеломляющим. Самый чудовищный пример — гибридная Ferrari. Это так же нелепо, как троллейбус Alfa-Romeo. Хотя как раз такой троллейбус выпускался после войны, то есть существовал на самом деле. Так ведь и гибридная Ferrari — вполне настоящая. И хотя смотреть на нее разрешалось издалека, на расстоянии, не позволяющем разглядеть детали и подробности, заявка сделана, и обществу предъявлено нечто, про что старательно рассказывают пресс-релизы, но почти ничего не говорят факты.
Такими же сомнительными выглядели родственные дебютанты салона: гибридный Volkswagen Touareg и Porsche Cayenne. Модные, но бестолковые.
На Opel Ampera, даже несмотря на подробный макет с проводками и батарейками в неожиданных местах, поглядывали с прозекторским любопытством — без потребительского вожделения. Как-то не смогли производители убедить людей, что те несколько километров, которые машина в состоянии самостоятельно проехать на электротяге, — это невиданное достижение и повод для обоюдной гордости. Понять можно и покупателей, и американских автопроизводителей. Последние вовремя спохватились и срочно собрали из готовых технологий Chevrolet Volt по заказу властей, иначе им бы вместо выгодного банкротства пришел прозаический конец. Ну а уж европейский филиал, щелкнув каблуками и взяв руку под козырек, охотно согласился взять в эту руку готовую машину и тем самым спокойно отработать социальный заказ.
С электромобилями организаторы салона поступили более откровенно. Те из них, кто оказался под защитой концернов, так уж и быть, тихо прятались среди полноценных машин. А беззащитные, сделанные одичавшими энтузиастами, порывистыми студентами и изобретательными неудачниками, были загнаны в темный чулан под лестницей, чтобы там, в полумраке, народ не очень массово падал в обморок, не вскрикивал в испуге и не метался в панике.
Короче говоря, выглядит наше общечеловеческое электромобильное будущее ужасно. Если на таком нам придется ездить в светлом завтра, то пусть оно наступит как можно позже. Страшенные трепыхалки с неубедительными потугами на самостоятельное передвижение, глядя на которые вспоминается фраза из Аркадия Аверченко: “Это же не девушка, это какая-то каменоломня из сна пьяного дворника”. Единственный приличный автомобиль, оказавшийся в комнате ужаса, оказался Detroit 1916 года выпуска. Он смотрелся как благообразный джентльмен в строгом сюртуке среди уродов на лужайке парка юрского периода. Возможно, даже ему было страшно видеть своих идеологических потомков. Ведь он дожил до того самого времени, которое в год его рождения виделось светлым, радостным и безобидным будущим.
Первые два дня автосалона — дни прессы и общения специалистов. То есть знатоков, профессионалов и понимающих тему людей. Поэтому вокруг ненормальных машин никто особо не задерживался, обращая внимание на нормальную технику, концепты и интересно преподнесенные решения и технологии. И почти на каждом стенде можно было запросто пообщаться с первыми лицами — президентами корпораций, председателями советов директоров, генеральными директорами. Но только в том случае, если вы не из России. Спад интереса к нам, как к уважаемым и достойным собеседникам, наметился еще в прошлом году, но сейчас стал очевиден. Первые лица удивляются, как это русским удалось, имея такой огромный потенциал, колоссальный неудовлетворенный спрос в несколько миллионов, миллиарды государственной помощи, тем не менее катастрофически провалить рынок. К тому же в Европе немного иначе знают и воспринимают сделку с фирмой Opel, по-другому смотрят на русское участие в Spyker, не упускают из виду русские выходки в Ницце и той же Женеве, в курсе наших экономических, политических и уголовных новостей и поэтому на желание пообщаться отвечают отказом. Не всегда заботясь о вежливости.
…В остальном праздник автомобиля в Женеве состоялся. С размахом, масштабом, помпой, шиком, радостью и премьерными моделями, которые представляли лично руководители концернов. Кризиса нет и в помине, ожидается рост по всем статьям, и к этому европейский автопром уже готов.
Самый яркий концепт выставки — Citroёn Survolt. Дизайнеры, создавшие его, соединили две плохо сочетаемые особенности: спорт и женский аксессуар. Задача этого электромобиля — спровоцировать желание покрасоваться за рулем, изящно культивируя небрежные позы постоять перед публикой рядом с ним, а потом резко умчаться вдаль, оставив за собой шлейф восхищения, вожделения и негаснущей страсти.
Весьма подходящая и понятная нам премьера — новейший KIA Sportage. На волне нового дизайна все машины этого подразделения могучего концерна превращаются из неказистых в красивые, и Sportage третьего поколения наконец-то вышел в люди в приличном виде. Учитывая нашу реальность и пока еще не запредельную стоимость корейских автомобилей, правильней всего позицию новинки определит такая вот формула: Sportage — это Kuga по цене Qasqai.
Еще одна машина, которую почти никто не купит, но без которой нам не жить, — BMW 5. Было странно смотреть, как на стенде фирмы разворачивается весьма интеллигентное действо, как вокруг собирается публика с умным выражением лиц, как аккуратно и сдержанно машину обступают приличные во всех отношениях люди. Образ европейского потребителя BMW разительно контрастирует с привычным.
Ford показал европейское лицо модели Focus третьего поколения. (Остальное “тело” демонстрировали зимой в Америке, но лицо там было только для местного рынка.) А чтобы избавить публику от неизбежного, но одностороннего интереса, в комплекте к лицу предъявили и зад — от универсала Focus III. Лицо спорное, американцам явно досталось что получше, а зад удался, спору нет.
Самый красивый стенд на Женевском автосалоне выстроила Peugeot, на котором показала важнейший в своей современной истории концепт SR-1. Машина заявляет новый облик всех последующих моделей фирмы. Эпоха зверского оскала, нелепых граней и страшных плоскостей заканчивается. Теперь Peugeot возвращается в стилистику французской утонченности, а заодно и к здравому смыслу.
Для нас это просто интересный автомобиль, а для Европы — одна из самых ожидаемых премьер. Под грудой любопытствующих тел почти не было шансов сфотографировать новинку. Особенно европейцев взволновали задние двери, распахивающиеся против хода, как у Rolls-Royce Phantom. Многих это завораживало.
Наконец-то Volvo получила в гамму достойного игрока в классе D — новую S60. Главная интрига состояла в том, удалось ли инженерам добыть жизненное пространство для задних пассажиров. Прежняя S60 была одним из немногих в мире автомобилем с четырьмя дверьми, но двумя посадочными местами. Сзади здесь взрослые люди не помещались. Ура! Удалось! Теперь это нормальная четырехместная машина со всеми удобствами для четверых.