И законопроект “Об обязательном техосмотре транспортных средств в РФ” даже успел пройти первое чтение. Предполагалось, что по возвращении депутатов из отпусков документ легко осилит и два оставшихся. Не тут-то было. С довольно резкой критикой проекта выступил президент страны.
Если опустить юридический и лингвистический ликбез, устроенный гарантом для народных избранников (неточности формулировок, двоякое толкование норм и понятий и т.д.), то в сухом остатке остается главное — Дмитрий Медведев не хочет, чтобы ТО проводили фирмы, чья основная деятельность — ремонт транспортных средств. По мнению главы государства, это позволит автосервисам “разводить” граждан на необязательный ремонт авто и другие траты: “Совмещение видов деятельности может повлечь необъективность оценки технического состояния транспортного средства вследствие возникновения заинтересованности собственников центров”.
Что ж, с одной стороны, озабоченность президента понятна. Российский, отличный от мирового опыт показывает, что если автосервис, занимающийся ремонтом, будет еще и выдавать техталоны, то навязывание дополнительных услуг гарантировано. Хотя в некоторых европейских странах и почти во всех штатах Америки такого понятия, как талон техосмотра, вообще не существует. Есть ответственность для водителей, учинивших аварию из-за неисправности транспортного средства. И это очень разумно. В тех же государствах, где “лобовичок” в том или ином виде все-таки выдают, этим занимается автодилер (кстати сказать, президенту не нравится термин “дилер” применительно к обсуждаемому законопроекту, поскольку, по его мнению, он “употребляется законодательством РФ о рынке ценных бумаг”), продающий машины и в дальнейшем их ремонтирующий. И это логично. Российский автопарк медленно, но верно обновляется. Техобслуживание и ремонт автовладельцы все чаще предпочитают проходить у “официалов”. И у них же очень логично и удобно получать и талон техосмотра, ведь здесь вашу машину знают как облупленную. И ни о каком “лишнем” ремонте речи не заведут — себе дороже. К тому же, если создавать “независимый техосмотр” с нуля, то от предпринимателей, решившихся на развитие этого вида бизнеса, потребуются колоссальные финансовые вложения. Которые окупятся ой как не скоро. Поэтому логичнее допустить к проведению ТО и официальных дилеров (жестко отсекая так называемый гаражный сервис), и вновь образующиеся структуры.
Другое дело, что аккредитованные центры обязательного технического осмотра не должны задирать цены на услуги и нести ответственность, если выпускают “на линию” неисправные авто. И президент совершенно справедливо говорит депутатам о том, что эти аспекты ими упущены или недоработаны. По мнению Медведева, стоимость услуги должна быть приведена к одному знаменателю по всей стране и соотнесена “с реальными доходами населения”. Недоволен он и тем, что “законопроектом не предусмотрена ответственность центров обязательного технического осмотра за результаты его проведения, а также основания, по которым такая ответственность наступает”. Хотя, справедливости ради стоит сказать, что всего 1,5% аварий случается из-за неисправных авто.
А вообще, учитывая эти и другие президентские претензии к законопроекту, занимающие девять страниц текста, можно сделать вывод, что между лоббистскими группами развернулась нешуточная подковерная схватка. И кто победит в ней (милицейское ведомство, не желающее отказываться от лакомого коррупционного куска, или тяжеловесы автобизнеса, алчущие в тяжкие посткризисные времена, не сильно утруждаясь, найти солидный дополнительный источник доходов) — совершенно не ясно.