Для путешественника, решившего самостоятельно покорять просторы «Цейлонщины», тамошние дороги и их ближайшее окружение способны стать одной из самых ярких достопримечательностей. Корреспондент «МКмобиля» убедился в этом на собственном опыте.
Первый из «дорожных сувениров» поджидает прямо за воротами международного аэропорта: левостороннее движение. Оно досталось нынешней Республике Шри-Ланка от англичан, колонией которых остров был вплоть до середины ХХ века. Уходя, британцы оставили аборигенам немалое дорожное хозяйство — капитальные мосты, тоннели, дамбы… Даже монументальные каменные таблички с названиями населенных пунктов! Все это до сих пор сохранилось. За единственным, пожалуй, исключением: сами дороги. Жители независимого Цейлона укатали их вдрызг.
На десятки километров — сплошное скопище ям и ухабов. И это трасса «федерального значения»! Правда, кое-где ремонтируют, а кое-где даже капитально реконструируют, расширяют. Дорожный ремонт по-цейлонски — без сомнения, местное ноу-хау. Доводилось видеть, как рабочие кладут заплаты из нового асфальта, аккуратно повторяя весь бугристый рельеф прежнего «убитого» шоссе!
Казалось бы, разогнаться по этим колдобинам невозможно, однако шри-ланкийские водилы доказывают обратное. Хотя для этого им приходится выделывать на дороге прямо-таки фигуры высшего пилотажа, лавируя в поисках относительно ровного покрытия. Само собой, Правила дорожного движения в подобной ситуации — лишь досадная помеха. А главным элементом, гарантирующим беспроблемную езду, является клаксон. Бибикают много и с удовольствием.
Для информации о своем приближении и просто ради того, чтобы подбодрить коллегу-водителя. С непривычки иностранцу приходится туго, когда на оживленной дороге практически через каждые две-три минуты сзади ему отчаянно сигналят, предупреждая, кажется, о неминуемой аварии. Но раз за разом абсолютно ничего опасного не происходит — машины цейлонцев преспокойно утюжат ухабы на соседней полосе. Через несколько дней такой дорожной практики у нас выработался устойчивый рефлекс: вообще не дергаться и не обращать внимания на подобные музыкальные упражнения.
Бесконечные гудки автомобилей, конечно, способны утомить и самих местных жителей. Во многих местах они даже принимают меры по борьбе с такой напастью. Борьба эта выражается в изображении прямо на асфальте своеобразного запрещающего знака — перечеркнутого крест-накрест колокольчика.
Светофоры в этой стране встретишь нечасто, но в городах покрупнее на самых оживленных перекрестках дежурят полицейские регулировщики. Вместо жезла они «вооружены» огромными белыми перчатками с красными светоотражающими полосками. Следует признать, что при общей хаотичности езды островитяне умудряются избегать ДТП, а в случае даже малейшего намека на какую-то дорожную неприятность дружно кидаются на помощь: «Чем могу вам помочь, сэр?»
Дополнительные сложности создают многочисленные велосипедисты. Едут они в оч-чень произвольной манере, запросто выворачивают на самый центр дороги, объезжая наметившуюся помеху, а вдобавок зачастую везут на своем допотопном «байке» негабаритные грузы — например, пару мешков сена, большой ящик со свежей рыбой… Или вот восхитительная картина: по трассе невозмутимо педалирует местный аксакал и везет на плече жердь длиной метров семь! При том что велосипедные фары здесь очень мало распространены, аборигены активно накручивают педали и в темное время суток. Как они при этом умудряются не угодить под колеса автомобилей, не влететь в яму — непонятно. Однако не влетают же!
Пожалуй, самый страшный «зверь» на местных дорогах — многочисленные рейсовые автобусы. О, это совершенно особый вид колесной техники, который по существующим тут ПДД имеет существенные привилегии. Такие агрегаты мчатся, норовя обогнать всех (в том числе и по встречной полосе с выездом на обочину!), требовательно гудят, расчищая себе путь… Фактически без всяких предварительных сигналов очередной «бас» может вдруг прямо перед вашим носом резко вывернуть к краю трассы и затормозить, высаживая пассажира. (Остальным водителям остается в подобной ситуации только не зевать и сильнее жать на тормоз, избегая столкновения.) Хотя справедливости ради надо уточнить: сигналы все-таки подаются. Из никогда не закрываемых дверей автобуса (а зачем зря на такую ерунду время тратить?) чуть ли не по пояс высовывается кондуктор и машет рукой, показывая, что эта пассажирская машина собирается притормозить у края шоссе.
Почти каждый автобус имеет собственную оригинальную раскраску. Впрочем, такой эксклюзив зачастую даже не может соперничать с экстерьером цейлонских грузовых автомобилей. Любящие хозяева грузовиков не жалеют сил и средств для их украшения. Большегрузы (а это, как правило, японские Isuzu и уже упомянутые «индийцы») разрисованы надписями, полосами, узорами, а то и настоящими пейзажными картинами. У отдельных моделей для удобства проветривания (кондиционера-то нет!) вообще отсутствуют двери кабин, зато края дверного проема отделаны фигурными кронштейнами из хромированного металла. А кузова!.. Некоторые водилы щеголяют на грузовиках с деревянными бортами, покрытыми лаком и даже причудливой резьбой!
Безусловно, визитной карточкой цейлонских дорог являются знаменитые «тук-туки» — пассажирские мотороллеры с крытым кузовом. Юркие трехколесные агрегаты можно увидеть практически везде: они снуют по улицам и магистралям, шеренгами выстроились на обочинах… В «стадах» разноцветных «тук-туков» сплошь и рядом встречаются «тюнингованные» экземпляры. Владельцы любят украшать свои «трехколесники» многочисленными накладками из хромированного металла, декоративными лесенками на заднем «фасаде», надписями (популярны, например, «Коломбо-экспресс», «Лихой гонщик», «Король дороги»). Единственное «незатуктуканное» место, встреченное нами во время путешествия по Цейлону, — гористые участки в центре острова с крутыми подъемами, которые трудно преодолеть на слабосильном «самоходе». Зато все другие территории оказались буквально оккупированы забавными мотороллерами. В Шри-Ланке даже узаконена особая табличка с изображением такого средства передвижения для установки при необходимости вместе с дорожными знаками, ограничивающими максимальную скорость.
Кстати, о дорожных знаках. После поездки по Цейлону виртуальная коллекция, собранная автором в заграничных «рейдах», пополнилась еще несколькими колоритными экземплярами. Гвоздь программы, конечно, знак «Осторожно — слоны!». Случаев несанкционированного вмешательства этих гигантов в человеческий быт нам во время путешествия увидеть не довелось, однако в разговорах с местными жителями не раз приходилось слышать о том, как шалят слоники. Хозяин гест-хауса на окраине маленького поселка Велигатта даже счел необходимым предупредить о возможности внепланового ночного свидания с обладателями хобота и бивней: «Дикие слоны из соседнего национального парка иногда приходят сюда в сумерках. Однажды такой гость мне весь угол дома разворотил!..» А в окрестностях очень популярного среди туристов древнего дворцового комплекса Сигирия, свернув на проселок, мы наткнулись на предупреждающую табличку: «Дорога для слонов. После 6 часов вечера движение опасно!».
Весьма необычно выглядят указатели, установленные на въезде в населенные пункты.
Еще одна характерная примета Цейлона — автомобильные номера. Нам рассказали, что здесь человек, купивший себе колесное средство передвижения с мотором, должен сам позаботиться об изготовлении для него регистрационного номера. В местной дорожной полиции лишь выдают разрешительную бумагу, где указано сочетание букв и цифр. А дальше автовладелец идет в одну из специализированных мастерских и заказывает там соответствующую «жестянку». Впрочем, не раз доводилось видеть на дорогах «бензиномоторы» (чаще всего те самые «тук-туки») с бумажными номерами: на белом листке аккуратно нарисованы толстыми штрихами нужные символы, эта «рукопись» обернута прозрачной полиэтиленовой пленкой и пришпилена на предназначенное для номера место. Ясное дело — у хозяина просто нет денег на настоящий номер, вот и ездит пока с «времянкой»!