Принято считать, что в Китае. Шведы не случайно распродали свой автопром и сейчас на бис хоронят никому не нужный SAAB. Они первыми уперлись в неприглядный тупик себестоимости, социальных гарантий и нерентабельного производства. Другие, более расторопные, уже продали китайцам все, что смогли, создали СП и во-всю спасаются заботой коммунистической партии. Но Китай, еще недавно жадно подавившийся халявным «Rover», вдруг отказался от «Hummer», а теперь не пускает к себе SAAB. Для центра Вселенной поступок странный.
Китай в ожидании перепроизводства. Про себя он знает, что никакой он не гигант, достижения у него дутые, перспектив мало, основа экономики – нищий труд, а стабильность вот-вот накроется.
Но в этом случае становится очевидным противоречие. Европейцы, да и американцы, делают ставку на Китай и прочие недоразвитые Индии и Бразилии и срочно выводят производство туда. А в этих странах уже не уверены, что их внутренний рынок резиновый, покупательская способность населения будет расти, а экономика развиваться. Тогда получается, что европейцам некуда деваться.
Но и дома сидеть спокойствия не хватает. Кризис уже в наличии, а в развивающихся странах его пока не очень заметно, следовательно, придется все таки лезть к азиатам и южным американцам. Авось, какое-то время продержатся.
Тогда еще один вопрос. С чем именно идти? Ведь под «третий мир» придется создавать обособленный модельный ряд — проще, примитивней, дешевле. Чтоб не заметили подмену, чтоб не разочаровались в громких названиях, но в итоге обеспечили безбедным существованием отцов-основателей.
Как будет развиваться ситуация не знает никто. Но на сегодня упование на страны БРИК еще имеет основания. Ну, а когда ничего не получится?
Вот тогда и наступит самое важное в современной истории автомобилестроения. Тогда начнется снижение цен. Не на производство автомобилей, а при продаже. Сейчас принято, что машина должна стоить дорого. К этому все привыкли и утешают друг друга какой-то запредельной себестоимостью и неизбежной ценой. Но почему-то все в мире дешевеет. Компьютеры, телефоны, фотоаппараты, кофемолки, табуретки… А машины дорожают и дорожают. Вопреки законам экономики. Потому, что потребитель так выдрессирован рекламой, маркетингом и PR-службами производителей.
Сначала объективная реальность собьет спесь, потом подведет желудок, затем научит считаться, потом снизит цены на автомобили.
Время дешеветь
Через несколько лет стоимость любого нового автомобиля может упасть в разы!Европейцам трудно отвыкать от статуса автомобильного центра мира. Каждая европейская страна так старательно создавала свой автопром, так им гордилась и так привыкла к его доходности, что никак не признает – все, теперь центром автомобильной цивилизации станут другие. А куда нести лавры и где будет автомобильный центр вселенной? Об этом размышляет обозреватель радиостанции «Вести FM» Сергей АСЛАНЯН.