10314

Где найти самоходную мину?

Посетителям выставки показали разрезанные автомобили и нереальные мотоциклы
У «Олдтаймер-галереи» юбилей – открылась ее двадцатая по счету выставка. По случаю круглой даты принято зажигать соответствующее количество свечей на именинном пироге. Однако организаторы нынешней выставки пошли иным путем.
Изображение Где найти самоходную мину?

Как и было заранее объявлено, «гвоздем программы» на сей раз стал своеобразный парад технических музеев. Более десятка участников его выставили на своих площадках в зале настоящие раритеты – уникальные «доисторические» инструменты и приборы, макеты локомотивов и самолетов... Музей Мосгортранса привез в выставочный зал сразу четыре крупногабаритные экспоната из своего собрания – два автобуса и два троллейбуса образца 1940-х–50-х г.г. А Политехнический музей «козырнул» необычной коллекцией под общим названием «Что внутри?». Из запасников «политеховцы» извлекли специально разрезанные автомобили послевоенных лет выпуска – «Москвич-401», «Победу» ГАЗ-М20, «Волгу» ГАЗ-М21. Такие натурные макеты изготавливались, чтобы продемонстрировать посетителям музея внутреннее устройство автомобильных узлов и агрегатов, конструкцию салона и даже «начинку» колес. Кроме того именно Политех показал самую «возрастную» автомашину из всех, представленных на нынешней выставке: Lion-Peugeout образца 1906 г. Правда, за прошедшие более чем 100 лет от «бензиномотора» уцелело лишь шасси. Однако, все равно, интересно рассмотреть конструкцию этого «народного автомобиля», выпуск которого организовал один из двоюродных братьев Пежо на заре ХХ века: цепная передача на задние колеса, одноцилиндровый движок объемом чуть больше литра и мощностью в 7 «лошадок».

Чуть «помоложе» «француза» из Политехнического – легендарный Ford-T. Казалось бы, уж этих-то, растиражированных за период с 1908 по 1927 годы в 15 миллионах экземплярах, машин мы уже повидали на прошлых «Олдтаймер-галереях», ан нынешняя выставка презентовала несколько замечательных образцов. Один из них привезли мастера из Реанимационной автомастерской города Камышин: серийный Ford -T переделан в «снегомобиль». Оказывается, еще в 1913 г. инженер Вирджил Уайт, который являлся официальным дилером фордовской компании в городке штата Нью-Гемпшир, сумел приспособить обычную «тэшку» к езде по снежным заносам. Он сделал конструкцию, позволяющую заменять передние колеса лыжами, а сзади добавил еще одну ось с колесами и обтянул получившиеся колесные пары резиновыми гусеницами.

Еще более удивительный Ford -T посетители могут увидеть на другой площадке. Внешне это самая обычная машина этой марки с кузовом фаэтон. И даже отнюдь не парадного вида, весьма потрепанная! Однако отношение к данному экземпляру становится совсем иным, когда узнаешь, что она буквально на днях приехала в столицу из Австралии своим ходом! Стартовав в Мельбурне в октябре прошлого года, владелец автомобиля Константин Мандилас на «реликтовом» «бензиномоторе» (никаких переделок, усовершенствований в машину 1913 г. выпуска внесено не было) проехал 16,5 тысяч километров через всю Африку, через Иран, Армению, Грузию и завершил супер-марафон в российской столице. Константин посвятил свой уникальный автопробег 70-й годовщине возобновления дипломатических отношений между Австралией и Россией, но из-за всяких непредвиденных сложностей на маршруте не успел финишировать к юбилейной дате, отмечавшейся в середине июня. Зато он стал одним из героев нынешней «Олдтаймер-галереи».

В числе самых интересных экспонатов нынешней юбилейной галереи олдтаймеров (организаторы выставки даже назвали его «самым сенсационным») – гоночный автомобиль ЗиС-101А-Спорт.

Привлекают внимание две машины, выставленные на площадке, отведенной мастерской Шаманского. Одна из них – настоящая реликвия Великой Отечественной войны: полноприводной автомобиль ГАЗ-61-73. Когда-то, в конце 1930-х, эта модель Горьковского автозавода стала первым в мире серийным внедорожником с закрытым кузовом (даже у «продвинутых» американцев джипы снабжались лишь легким брезентовым откидным верхом). Созданных на базе серийной легковой «эмки» ГАЗ-М1 «семьдесят третьих» было выпущено в период с 1940 по 1945 г.г. всего 194 штуки. В годы войны эти вездеходы-седаны использовались в качестве «полевых» машин высших советских военачальников – Ворошилова, Жукова, Буденного... Представленный на нынешней выставке экземпляр в августе 1941-го был передан будущему маршалу Коневу, и все четыре военных года нес фронтовую службу.

Другой «раритет от Шаманского» – микроавтобус «Старт». Это настоящее чудо советского технического дизайна образца 1960-х. Чудо безо всяких кавычек. «Старт» был спроектирован в 1963 г. группой студентов-энтузиастов Харьковского автомобильно-дорожного института, которые придали этой машине совершенно футуристический по тем временам вид и предложили новую технологию изготовления кузова – из стеклопластика. Небольшую серию таких удивительных машин выпустили силами Луганского автосборочного завода и Северодонецкой авторемонтной базы. Один из этих микроавтобусов даже успел «увековечиться» в финальных кадрах легендарного фильма «Кавказская пленница». Но через несколько лет почти все «Старты» оказались списаны в утиль, так что сейчас известно лишь о четырех сохранившихся экземплярах. Реставраторы совсем недавно завершили многолетнюю работу над восстановлением одного из случайно найденных микроавтобусов в его первоначальном виде.

Образец другого «футуристического» транспортного средства, показанного на нынешней «Олдтаймер-галерее», своим появлением обязан кино. Речь идет о крысобайке, на котором гоняли герои снятого пару лет назад фильма Андрея Кончаловского «Щелкунчик и Крысиный король». Специальные мотоциклы-монстры для этой сказочной киноленты были созданы группой инженеров и дизайнеров по эскизам художника-постановщика Кевина Фиппса. Причем за основу взяли реальные байки, выпускавшиеся с 1920-х г.г. фирмой Nercar. Однако мотоциклам, предназначавшимся для киносъемок по замыслу создателей фильма потребовалось придать более угрожающий, «милитаризованный» вид (крысобайк даже снабжен по бокам многоствольными пулеметами!). Вместе с тем мотоциклы-«актеры» при всей их футуристичности должны были не только самостоятельно двигаться, но и обладать достаточной прочностью, поскольку на них по сценарию предстояло выполнять немало трюков, в том числе и «силовых»: например, в одном из эпизодов два крысобайка с ходу проламывают стену. По проекту «киношников» на заводе в Венгрии было собрано для «Щелкунчика» шесть машин, одну из которых около года назад удалось перевезти в Россию. Правда, как рассказала сотрудница фирмы, купившей это чудо-юдо, при перевозке крысобайка через границу таможенники потребовали, чтобы с него был снят двигатель, так что теперь этот «боевой» мотоцикл Крысиного короля не на ходу.

Уже по традиции посетителей выставки «угостили» образцами настоящей военной ретро-техники. Коллекционер Вячеслав Лен привез из своих «закромов» не только недавно отреставрированный армейский полноприводной вездеход Porcshe-147, но и вовсе оригинальную машину – джип Tempo, собранный на заводе в Гамбурге в начале Второй мировой. У этой машины два мотора: один на «штатном» месте – под капотом спереди, а другой – сзади, в багажнике. Каждый двигатель работает на свою «персональную» ось (вдобавок обе оси внедорожника сделаны поворотными), что, конечно, значительно повышает ходовые качества, «пролезаемость» этого джипа, но усложняет его конструкцию. Именно повышенная сложность помешала большому распространению Tempo, а сейчас во всем мире сохранилось от силы 4-5 таких «двухмоторников».

Очень впечатляюще выглядит – даже не в отреставрированном еще виде, редкий образец итальянской армейской техники – артиллерийский тягач Fiat-SPA TM-40. Машина, предназначенная для транспортировки 149-миллиметровых гаубиц и зенитных орудий, выделяется своим «высоким ростом» – почти 3 метра, и огромными колесами. В противоположность этому «фиату» – экспонат на площадке Музея техники: этакая игрушечная машинка на гусеничном ходу. В действительности здесь демонстрируется спроектированная немецкими инженерами самоходная мина Goliaf Kfz302. Миниатюрная танкетка, начиненная мощным зарядом взрывчатки, управлялась по кабелю и, благодаря электродвигателю и аккумуляторам, могла самостоятельно преодолеть дистанцию до полутора километров. Самоходка-«камикадзе» предназначалась для дистанционного подрыва фортификационных сооружений и проделывания проходов в минных заграждениях.

Мастерская Александра Бушуева выкатила на свою площадку танк БТ-7. Вернее, его точную копию. «Таких боевых машин, сражавшихся с фашистами в самые первые месяцы войны, сохранилось очень мало, – рассказал А. Бушуев. – Умельцы из нашей мастерской по оригинальным чертежам воссоздали внешний вид «семерки», хотя внутри она – пустая. Но в данном случае двигатель, системы управления и прочие агрегаты и не нужны: ведь этот танк предназначен для установки на постамент в качестве памятника в одном из подмосковных городов».

С некоторым опозданием в зале выставки появился еще один экспонат. Басовитый голос двигателя этого автомобиля привлек всеобщее внимание. Между стендами осторожно протискивалась прямо-таки удивительная колесная конструкция: кабина древняя, колеса – от современного гоночного авто, двигатель наружу торчит, решетка радиатора явно «на пять размеров больше», по бокам ее – фары-«кастрюльки»... Оказалось, что называется данное средство передвижения Ford Rat Rod. – Это представитель не столь известного у нас класса машин, в которых смешано «железо» самых разных времен. При создании столь непривычного простым российским гражданам экземпляра его авторы взяли кузов от допотопного «Форда-А» 1930-х годов, поставили двигатель от «Олдсмобиля» образца середины 1950-х мощностью в 350 лошадиных сил, дополнили это рулем и панелью от «Кадиллака», могучими колесами от гоночного драгстера.... Вдобавок машина, оформлена в нарочито «грязном» стиле: кузов покрыт старой (якобы!) краской, решетка радиатора облупилась, сиденья накрыты потертой рогожкой... – Именно таковы требования к дизайну автомобилей, претендующих на стиль Rat Rod. Согласно классике этого «жанра» салон может быть даже украшен цепями, колючей проволокой... Столь «эксклюзивный» Ford на выставку пригнали из Петербурга.