5924

Водители, опасайтесь крабов!

Для российских путешественников Тайвань — одна из самых неосвоенных территорий
Небольшой остров, разделяющий Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря. В нескольких сотнях километров западнее — материковый Китай, а здесь — Китайская Республика Тайвань. Ваш корреспондент в составе группы любителей «эксклюзивных» путешествий отправился бороздить просторы «тайваньщины».
Изображение Водители, опасайтесь крабов!

Итак, арендуем машину (примерно 1000 рублей в сутки за авто класса Ford Focus плюс около 38 рублей за литр 95-го бензина) — и вперед. Предупреждаю сразу: на запад острова — ни-ни! Туристу с нормальными эстетическими запросами там делать попросту нечего. Равнинная часть Тайваня — добрая его половина, обращенная к материку, — приспособлена местными жителями для сельскохозяйственного и промышленного производства. Подавляющая часть товаров с надписью «Made in Taiwan» родом именно отсюда — электроника, бытовая техника, велосипеды, нужные в хозяйстве железки и детали интерьера... На десятки километров вдоль обращенного к материку побережья растянулся практически единый мегаполис: дома, заводы, склады, линии электропередач, каналы, лоскуты засеянных полей. Любителей урбанистики милости просим проехать и полюбоваться, остальным рекомендуем выбрать для путешествия центральную, южную, восточную части острова. Там гарантированы вполне приятные и колоритные впечатления.

Один из главных дорожных сюрпризов этого не столь уж большого острова (в длину 390 км, а в ширину максимум 150) — наличие весьма внушительного горного хребта. Высшая точка лишь чуть-чуть не дотягивает до 4-километровой отметки, а самый высокий автомобильный перевал вскарабкался аж на 3300 метров над уровнем моря. На такой приличной высоте даже моторы автомобильные начинают слабеть из-за нехватки в воздухе кислорода.

Путешествуя по Тайваню, ваш корреспондент пополнил свою коллекцию увиденных оригинальных дорожных знаков. На витках серпантина, которыми горная дорога подбирается к перевалу, внимание привлек доселе незнакомый знак (впрочем, точно такие же потом довелось увидеть и в других местах). Эту треугольную жестянку украшала надпись из нескольких иероглифов, однако расшифровать ее не удалось, тем не менее сам рисунок — крутой уклон, по которому сползает вниз некая аморфная масса, — достаточно красноречиво предупреждает: «Осторожно, оползень!» А на юге острова, в районе курортного поселка Кендинг, где автотрасса проходит в непосредственной близости от побережья, по обочинам установлены знаки «Осторожно, крабы!» Видимо, данные представители морской фауны в этих местах привыкли совершать сухопутные рейды, во время которых подвергаются опасности угодить под колеса авто.

Из числа местных дорожных ноу-хау — особый режим работы светофоров, установленных на нерегулируемых перекрестках. Вы скажете, что подобное сочетание элементов дорожной обстановки само по себе парадокс, а вот тайваньцы так не думают. Эти светофоры они ставят для пущего воздействия на внимание водителей. Работают электрические регулировщики всегда в мигающем режиме. Причем если для машин, движущихся по главной дороге, вспыхивает и гаснет желтый «глаз», то для транспортных средств, подъезжающих к перекрестку по второстепенной дороге, светофор подмигивает только красным своим фонарем.

Качество тайваньских дорог вполне на уровне их европейских «коллег». Гладкость асфальта почти везде отменная — и на главных трассах, и на местных подъездных путях. Характерный местный колорит им придают часто встречающиеся красно-бурые пятна. Нет, это не кровь, это следы повального увлечения тайваньцев жеванием бетеля. Листья тонизирующей растительной «жвачки» при ее употреблении дают красный сок, который и «маркирует» каждый выплюнутый на асфальт кусок. Другими «завсегдатаями» тайваньских мостовых являются использованные все теми же жевателями бетеля зубочистки, изготавливаемые здесь в виде таких маленьких рогаток с закрепленной на них тонкой тетивой. Ну а кроме того, мы подметили и еще одно довольно типичное для здешних мест «украшение» мостовых: регулярно попадаются валяющиеся на асфальте коробки из-под упаковок с презервативами (да, именно коробки с изображенными на них завлекательными красотками!). Неужели мужчины на острове такие секс-гиганты, что используют контрацептивы прямо пачками?!

На индустриализованном северо-западе острова, в районе его столицы Тайбэй, большое впечатление производят автомобильные эстакады. Двух-, трехуровневые развязки кое-где тянутся вдоль автобана на несколько километров, поднимаются порой на бетонных опорах на десятки метров над землей (под такими участками «висячих магистралей», кажется, запросто может пролететь небольшой самолет). А вот малонаселенный восток запомнился почти фантастической для нынешнего жителя Старого Света картиной: отличная четырехполосная трасса, «поджатая» склонами гор прямо к берегу океана, видна вперед на несколько километров, и на всем этом расстоянии можно заметить лишь три-четыре автомобиля. Какая-то поистине вселенская пустота, рай для водителей!

В более густонаселенных местах дороги, конечно, заполнены транспортными средствами плотнее. В городах настоящими хозяевами положения чувствуют себя скутеристы. «Табуны» разномастных скутеров носятся по улицам, весьма нахально лавируя между автомобилями, безоговорочно оттирая их от «первой линии старта» на перекрестках перед светофорами... Бесконечные ряды припаркованных двухколесных «моторов» занимают тротуары, мешают проходу. На этих «табуретках с мотором» здесь умудряются возить стройматериалы, мебель, собак, клетки с курами. Или вот запомнившаяся картина: на повороте нас лихо обошел скутер, с которого на полметра в сторону торчал хвост огромного тунца!

В сельской местности скутеров почти не встречается, зато здесь пользуются популярностью микрогрузовики. «Тарахтелки» местного производства похожи отчасти на продающиеся у нас мотоблоки — такие же компактные, на таких же «злых» рифленых колесах. Но в отличие от привычной россиянину техники тайваньские «малыши» сделаны четырехколесными и даже шестиколесными. Представляете: трехосный грузовой агрегат длиной около двух метров!

Какими достопримечательностями порадовал Тайвань? Среди главных увиденных нами местных чудес — ущелье Тароко. На протяжении 20 км дорога, проложенная по вырытым в крутых склонах полкам, идет вдоль русла реки Лиу, которое промыто ею в сплошном массиве белого и бело-серого мрамора. Удивительные пейзажи открываются буквально за каждым поворотом: мраморные берега, мраморные разломы в складках гор... Из этого красивого камня в окрестных районах изготавливается все — бордюрные плиты, мостовые, парапеты мостов, урны.

Другой туристический объект, активно рекламируемый тайваньцами, — озеро Солнца и Луны. Действительно, очень красивая акватория в окружении гор. На берегах — несколько курортных поселков с гостиницами, ресторанами, магазинами, по озеру курсируют прогулочные катера, у северного залива ярким пятном выделяются постройки буддистского монастыря. Заплатив около 400 новых тайваньских долларов (1 NTD равен приблизительно 1,1 руб.), можно сесть в вагончик фуникулера и отправиться в расположенную в горах над озером этнографическую деревню аборигенов, где воссозданы постройки и бытовые условия жизни племен, населявших остров до прихода на него китайцев. (Едва ли не самое впечатляющее «ноу-хау» коренных тайваньцев — их доисторический биотуалет: в углу дома отгорожен метровой стенкой закуток, над ним проложены две доски, внутри обитает мини-пиг, при большой нужде человек должен был пристроиться на этих досках, а все «последствия» физиологического процесса внизу подбирала прожорливая хрюшка.) Между прочим, билет на канатную дорогу является одновременно и пропуском на множество развлекаловок в экскурсионной деревне — вплоть до фольклорных концертов и многочисленных аттракционов.

В главном городе острова Тайбэе есть несколько туристических «топ-объектов». Среди них — дворец-музей Гугун, где выставлены предметы искусства из коллекции, которую собирали китайские императоры на протяжении более 1000 лет. В годы вторжения Японии и революционных перемен в Китае императорские сокровища неоднократно перевозили из одного места в другое и в итоге отправили морем на Тайвань. Для хранения обширной коллекции оборудовали специальные тоннели, пробитые в горе. Лишь небольшую часть многочисленных экспонатов удается демонстрировать в залах. Здесь можно увидеть произведения из золота, бронзы, нефрита, фарфора, живопись, вазы, украшения, скульптуры богов, шкатулки с секретами...

Любопытный штрих: некоторые из экспонатов, размещенных внутри стеклянных шкафов, дополнительно закреплены на растяжках из прочной лески — на случай подземных толчков. Ведь Тайвань расположен в зоне достаточно высокой сейсмической активности, и землетрясения здесь не редкость. (Готовя план своего путешествия по острову, мы даже столкнулись с проблемой выбора дорог в восточной его части: судя по имеющейся информации, некоторые из них были в прошлые годы разрушены во время сильных подземных толчков и до сих пор не восстановлены.)

Еще одна «фирменная» достопримечательность тайваньской столицы — башня «Тайбэй-101», поднявшаяся над городом на 508 метров. 101-этажная высотка имеет весьма характерный китайский облик, выделяясь благодаря этому из всех других супернебоскребов мира. Отстояв получасовую очередь, мы попали в кабину самого скоростного в мире лифта (он может разгоняться до 1010 м/мин) и через несколько секунд выгрузились на смотровом 89-м этаже. Весь Тайбэй — в сотнях метров внизу. Кроме панорамы огромного города туристам предоставляется возможность увидеть «Винд-дампер беби». В центральной части этого яруса установлен огромный чугунный шар. Громадина в 660 тонн закреплена на нескольких гидравлических опорах и в случае урагана или землетрясения при помощи специальной управляющей программы от датчиков начинает смещаться в противофазе с колебаниями от внешних сил, препятствуя раскачиванию самого высотного здания.

Что характерно, даже в самых «смотрибельных» местах мы редко встречали гостей из Европы. Многочисленные группы экскурсантов, «оккупирующие» туристические объекты, состоят в основном из японцев, представителей Южной Кореи и материкового Китая. «Вы откуда? — интересовались у нас хозяева кемпингов, хостелов, гостиниц, в которых мы останавливались на ночлег. — Из России?» Дальше было два варианта продолжения разговора. Некоторые недоумевали: «А где это?» Другие, более сведущие в географии, все равно не скрывали удивления: «Впервые видим здесь русских!»

Впрочем, диалог с местными получался далеко не всегда. Языковой барьер при путешествии по Тайваню — высоченный! Стоит выехать за пределы крупного города, оказаться в стороне от посещаемых туристами объектов, и знание любого языка, кроме китайского, становится бесполезным. Приходится общаться жестами и мимикой.

В первые дни путешествия мы несколько раз пытались за обедом в какой-нибудь харчевне (кормят вполне прилично, удобоваримо для иностранных желудков и недорого) попросить чаю: «Ти, плиз!» Результат порой получался совершенно неожиданный. Принесли нам, например, пластиковые бутылки с известным чайным прохладительным напитком, а в ответ на попытки объяснить, что нам нужен горячий чай, хозяин, придя в явное недоумение, собрался было поставить эти бутылки в микроволновую печь. Лишь позднее мы узнали и взяли на вооружение правильное для местных обозначение заваренного из чайных листьев напитка: «т`ха».

К слову сказать, во время прогулок по Тайбэю наткнулись на вывеску с надписью по-русски: «Хлеб-соль». Оказалось, что здесь существует целая сеть таких закусочных, однако выбор блюд в них никак не связан с русской кухней, владельцы фирмы просто взяли иноземную фразу в качестве оригинального названия.