Не меньше 400 «кубов»
Правда, эта приблуда инсталлируется далеко не на каждую технику. Во-первых, «квадрик» должен быть достаточно мощным и надежным. Лично мы выбрали Stels ATV 600 GT EFI с «дурью» в 38 лошадиных сил. Эта машина себя зарекомендовала с самой лучшей стороны: благодаря инжекторному мотору прекрасно заводится в любой мороз, а высокое качество узлов позволяет эксплуатировать «квадр» достаточно жестко и безболезненно для самой техники. Словом, оптимальный вариант ATV для установки шнека. Ну а вообще для работы с отвалом нужен мотовездеход с объемом мотора не меньше 400–500 «кубов». На 300-«кубовые» аппараты шнеки тоже ставят, но маломощные моторы при этом умирают буквально за два-три снегопада.
Плюс полный привод
Во-вторых (и это тоже очень важное условие, без которого отвал — не более чем никчемный кусок железа), квадроцикл должен быть с колесной формулой 4х4. Не стройте иллюзий, что работа со шнеком возможна на заднем приводе. Максимум проедете пару-тройку метров, нашкрябаете перед собой малюсенький сугробчик, после чего квадроцикл будет беспомощно вращать задними колесами, будто уткнувшись в кирпичную стену.
Чем «ниже», тем лучше
В-третьих, квадроциклу, вступившему в ряды коммунальщиков, необходима пониженная передача. Нет, можно, конечно, бороться с осадками и на «повышайке», но счастье будет недолгим. Дело в том, что когда трансмиссия ATV испытывает повышенные нагрузки (уж что-что, а уборка снега — это реально тяжкий даже для «квадрика» труд), начинает греться вариатор и пробуксовывать ремень вариатора. Обе эти напасти приводят к тому, что расплавляются грузики вариатора и рвется ремень. Использование «понижайки» полностью «лечит» оба этих недуга.
Лебедка-лебедушка
В-четвертых, чтобы пользоваться навесным снегоуборочным оборудованием, наш мини-трактор должен быть оснащен электрической лебедкой. Нюанс в том, что процесс поднимания и опускания отвала целиком и полностью зависит от нее. Как видно на фотографии, крюк лебедки цепляется за нож. Лебедку подтянули — отвал поднялся. Чуть подразмотали — шнек под собственным весом опустился.
Выбираем шнек
Итак, квадроцикл, пригодный для борьбы со снежной стихией, мы выбрали. Переходим теперь непосредственно к теме доклада. Выбор шнеков сейчас поистине велик. Цены на них «пляшут» от 8000 до 35000 рублей. Все они китайского производства и, как правило, не брендированы. То есть чаще всего это no name, различающийся лишь качеством и стоимостью.
Самые дешевые: от 8000 до 12 000 рублей
Визуально все снегоотвалы вроде как одинаковы, но при ближайшем рассмотрении понимаешь, от чего зависит разлет цен. Дешевые ножи (вроде «Eagle») в основном грешат низким качеством металла. Это даже не металл, а фольга! Весит такое навесное оборудование от силы килограммов 9–10, из-за чего нож не может соскрести даже слегка утрамбованный снег. Кроме того, если под настом будет скрываться хоть малейшая выпуклость (ну, скажем, камень брусчатки торчит или лед намерз бугром), то кронштейны отвала согнутся в бараний рог. Впрочем, как и сам отвал, поскольку на дешевых моделях нет пружин, позволяющих при встрече ножа с преградой амортизировать. Еще один недостаток дешевок — отсутствие регулировок, позволяющих откидывать снег либо влево, либо вправо. Да и не слишком они широки: 115 см — максимальная ширина, а между тем на более дорогих моделях размер ножа достигает чуть больше полутора метров.
Ах да! Забыли рассказать про мучения с установкой оборудования. В комплекте куча крепежей, но как и каким боком их прикрутить — одному только конструктору этого чуда известно. Отверстия деталей просверлены несоосно, и около двух с половиной часов уходит только на то, чтобы иметь возможность стянуть две железяки восемью болтами. В установочном центре за эти мучения возьмут не менее 5000 рублей, в то время как за инсталляцию дорогого и качественного аналога — не более 2000 рублей. Как говорится, низкая цена изделия с лихвой компенсируется дороговизной его сборки.
Самые дорогие: от 18 000 до 35 000 рублей
Дорогие отвалы (типа «Warn») сделаны более качественно. Здесь и железо на ноже, словно у танка броня, и кронштейны крепкие, и куча всевозможных регулировок, и даже резинка в контактной части шнека, позволяющая пользоваться оборудованием, не боясь сковырнуть брусчатку на загородном участке. Вес подобного изделия — под 40 килограммов, одному установить его тяжеловато. Зато вес конструкции хорошо компенсируется качеством уборки снега. Но выкладывать 35 000 рублей за такую вещицу — жаба задушит.
Средний сегмент: от 12 000 до 18 000 рублей
Тем паче что есть отвалы для чистки снега квадроциклом среднего ценового сегмента, и, на наш взгляд, они ничуть не уступают своим более дорогим конкурентам. И в этом мы убедились лично, подписавшись на уборку снега на территории одного столичного предприятия. Три тысячи квадратных метров двое штатных дворников очищают за день — начиная с раннего утра и заканчивая поздним вечером. Посмотрим, на что способен квадроцикл, вооруженный отвалом «Stels» за 14 500 рублей.
Но прежде лирическое отступление: снегоуборочный нож, установленный на квадроцикл Stels, является универсальным. То есть подходящим абсолютно на все модели квадроциклов. Устанавливается легко, под силу даже одному человеку. Сложности с установкой могут возникнуть лишь в том случае, если на ATV стоит алюминиевая защита днища, которая будет мешать прикрутить основной крепеж к раме «квадрика». Вес отвала — около 33 кг. Видно сразу, что железо на миллиметр-полтора тоньше, чем у ножа за 35 000 рублей, однако изготовитель пошел на хитрость, усилив с обратной стороны свой нож ребрами жесткости. Гениальное решение: и весит меньше, и в прочности не проигрывает, и цена поистине гуманна. Регулировки все те же, что и на дорогой версии, есть и резинка у основания шнека, и пружины, позволяющие отвалу «глотать» неровности, и есть функции, которых мы не обнаружили на «элитном» ноже (регулировочные чашки, благодаря которым можно выставить зазор между кромкой ножа и очищаемой поверхностью). Уверенно можно сказать, что отвал среднего ценового сегмента выглядит дороже своей стоимости.
Практикум непрофессионального дворника
Итак, запускаем двигатель, прогреваем его до рабочей температуры (это очень важно, особенно на морозе и при условии, что «квадрику» предстоит основательно потрудиться), подключаем полный привод, врубаем «понижайку», и наша «малая авиация» ввязывается в бой со стихией. За один проход, на который у нас ушло 13 секунд, мы очистили участок шириной в полтора метра (у опытных гастарбайтеров ушло бы не меньше 20 минут энергичных танцев с лопатами).
...За каких-то 40 минут мы дважды прошлись со шнеком по всей территории, очистив ее до твердого основания. Феноменальная скорость! Конечно, «Беларусь» эту же работу проделал минут за 15–20, но тракторист попросил бы не меньше 5000 рублей. Выгода налицо. Три снегопада — и отвал для чистки снега, установленный на квадроцикл, себя окупил.
Из нюансов эксплуатации отвала за 14 500 рублей мы выявили один досадный косяк: резинка, прикрепленная у основания ножа, оказалась слабенькой и уже на десятой минуте порвалась в лоскуты. Оно и немудрено, ведь она ничем не армирована. Благо на убираемой нами территории валялась старая транспортерная лента, вырезанный кусок из которой мы и приспособили под наш отвал.