152248

Бей GM, чтобы другие боялись

«Вот что, Джонни, быстрее принимайтесь за дело. Я хочу, чтобы вы вытрясли у них все: все деньги, все золото, вплоть до часов... и коронок на зубах! — Отличная идея, сэр! — Мне тоже нравится!» Короткий диалог из известного фильма отлично иллюстрирует то, что нужно сделать с GM после его заявлений. Это вполне возможно. Подобные прецеденты уже случались, притом, совсем недавно.
Поделиться

Изображение Бей GM, чтобы другие боялись

Пока объявленную реструктуризацию бизнеса GM в России многие воспринимают с позиции: «ой, все кончено!», не глядя на вполне осязаемые последствия, иные, просто оперируют цифрами, подсчитывая, сколько концерн готов выложить, чтобы полюбовно разойтись со своими представителями. Но ситуация чуть сложнее, чем кажется на первый взгляд и тербует как минимум симметричной реакции.

Инвесторы от такого положения быть в восторге, естественно, не могут. По сути, их поставили перед фактом: мол, проработаете вы в лучшем случае до конца календарного года, а после – не наша забота. «Не наша забота» с учетом кризиса на авторынке в практическом смысле означает одно: людей – на улицу, дверь – на амбарный замок. Ford, конечно, кого-то приютит, кого-то подхватят другие, но полностью дилерскую сеть не оприходуют. Притом, проблемы возникнут в наиболее крупных городах, где плотность и конкуренция среди центров и так довольно высока и лишние дилеры большинству компаний просто не нужны.

В обычные годы окупаемость дилерского центра в среднем составляет 3-5 лет. В кризис – 7 и более.

Однако именно там организация дилершипа обходилась его хозяевам дороже всего: высокая аренда земли, высокая стоимость строительства... Если вам нужно обоснование, этого тезиса, задумайтесь, почему большинство крупных столичных автопродавцов за последние годы аккуратно отстроились на внешней стороне МКАД, фактически переехав из Москвы в Московскую область? Это способ экономить. Тем не менее, даже в этом случае речь идет об очень серьезных инвестициях. В обычные годы окупаемость ДЦ (при условии, что владельцы не ошиблись с маркой, местоположением и грамотно раскрутились) в среднем составляет 3-5 лет. В кризис – 7 и более. То есть, те, кто не успел окупиться до начала прошлого года до сих пор в должны.

 

Представьте, что вы взяли ипотеку, а через пару лет ваш работодатель без предупреждения дает вам смачного пинка под зад. Здесь примерно та же ситуация. Разумеется, во многом эти проблемы – проблемы дилершипа, который, на мой взгляд, в нашей стране, мягко говоря, зажрался и привык жить не по средствам. Однако, это – история для другого случая. Тут же мы имеем дело с некой третьей силой, внешним врагом, спровоцировавшим возникновение данной ситуации. И сначала нам предстоит разбираться именно с ним, тем более, что шансов наказать его за вероломство и самоуправство куда больше, чем вашего работодателя.

В похожей ситуации французы оштрафовали GM на 8 миллионов евро и принудили компенсировать дилерам их затраты — более 30 миллионов евро.

Принцип «проблемы индейцев шерифа не волнуют» тут не проходит, и прецеденты уже случались. В частности, это касается похожей реструктуризации «джиэмовского» бизнеса в Европе. Напомним, что пару лет назад концерн решил вывести с некоторых местных площадок Chevrolet. Во-первых, его не устраивал уровень продаж, во-вторых, американцы решили не заниматься «самоедением» и перестать конкурировать с Opel. Однако, они, видимо, запамятовали, с каким рвением за несколько лет до этого они продвигали марку, превращая заштатный корейский Daewoo в производителя мирового уровня, какими пряниками дилеров завлекали, как наобещали всем с три короба.

 

ФРАНЦУЗСКИЙ РЕЦЕПТ

Французам такое решение показалось слишком жестким и неоправданным, поэтому они обратились за содействием к своему правительству и оно, надо заметить, пошло навстречу соотечественникам, оштрафовав концерн на 8 миллионов евро, заставив при этом компенсировать дилерам их расходы. Тех продавцов было лишь 17, но им в итоге заплатили более 30 миллионов евро. В нашем же случае дело может оказаться куда серьезнее, ибо во Франции не было сборочных производств, как не было такого количества дилеров, да и в целом Chevrolet воспринимался рынком, как своего рода бренд поддержки, нежели в качестве самостоятельной единицы.

10 000 БЕЗРАБОТНЫХ

В нашем случае речь идет о двух брендах – об Opel, который покидает рынок полностью, и о Chevrolet, от модельной линейки которого фактически остается лишь три ультрадорогие модели (Camaro, Tahoe и Corvette). По самым скромным подсчетам, под кризисный каток попадут примерно три четверти дилеров немецкой марки и более половины продавцов, работающих на «крестоносцев». В сумме – примерно полторы сотни ДЦ. Остальные, если повезет, переберутся под крыло других производителей. Сюда же приплюсуем питерский завод, который официально будет законсервирован, остановленный проект по созданию и производству второго поколения Chevrolet Niva (площадки уже выставлены на продажу, так что люди, занятые в СП тоже будут уволены), а также контрактная сборка машин на калининградском предприятии «Автотор» (без GM объем производства там упадет как минимум вдвое) и в Нижнем Новгороде. Иными словами, без работы останутся 7000-8000 человек, забота о которых на некоторое время ляжет на плечи государства, и платить им пособия, по сути, будет ни кто-нибудь, а все их окружающие. Еще 2000-3000 – рабочие, которые трудятся на предприятиях-смежниках.

По самым скромным оценкам уход Opel и Chevrolet с проссийского авторынка оставит без работы примерно 10 000 человек.

Но и это не все. Налоги перестанут платить не только люди, но и как минимум два крупных налоговых субъекта – уже упомянутые СП «GM AVTOVAZ» и принадлежащее концерну питерское предприятие. И это отнюдь не копейки даже по меркам федерального бюджета. Плюс россыпь дочерних контор, обеспечивающих логистику , охрану и обслуживающих массу других направлений. Им, увы, тоже придется закрыться. Либо перепрофилироваться, что, впрочем, маловероятно, ибо по российской традиции большинство из них создавалось специально для обеспечения «джиэмовского» бизнеса.

В общем, потери выходят вполне приличные. Притом, тут не учтен массовый дилерский падеж, вызванный объективным состояние авторынка, что, разумеется, лишь усугубит ситуацию. Но его избежать не удастся в любом случае, во всяком случае аналитики и эксперты говорят об этом, как о свершившемся факте.

А ВЫГОДА ТО – УПУЩЕНА!

Именно по этой причине просто так отпускать GM нельзя. Более того, это в какой-то мере даже преступно. И не только потому, что данный демарш оставит без работы 10 000 человек, а бюджеты двух отдельных регионов не досчитаются налогов. Тут стоит вспомнить о соглашении о промсборке, которое начало действовать в 2008 году, которым американцы беззастенчиво пользовались все это время. Оно, кстати, предполагало существенное снижение ввозной пошлины, заметно влиявшей, в итоге, на себестоимость продукта. Учитывая, что одной из причин фактического ухода с российского авторынка американцы назвали невозможность снижения ценника из-за низкого уровня локализации, можно предположить, что сборка машин в Питере и Калиниграде сводилась к подкачке колес и установке их на произведенный за пределами страны автомобиль (привезенный к нам под видом машинокомплекта), то есть реально его производство стоила GM копейки, притом, что продукт продавался по вполне себе рыночной цене.

 Минпромторг вполне способен подсчитать, сколько недополучил бюджет, благодаря льготным пошлинам на ввоз комплектующих, сколько денег в свое время было потрачено на субсидирование и на программу утилизации.

Фактически мы говорим тут об упущенной выгоде, и пострадавшая сторона – Российская Федерация, позволившая концерну пользоваться всеми возможными льготами. Теперь же, после подобного демарша правительство вполне может потребовать возмещения убытков, притом, как прямых, так и косвенных, а заодно впаять компании серьезный штраф, тем более, что для этого у властей есть все возможности и основания (тем более при наличии прецедента). В частности, Минпромторг вполне способен подсчитать, сколько недополучил бюджет, благодаря льготным пошлинам на ввоз комплектующих, сколько денег в свое время было потрачено на субсидирование и на программу утилизации. И надо требовать эти деньги назад, причем, вместе с процентами. В таких делах уже не может быть мелочей. Если спустить процесс на тормозах, это продемонстрирует лишь слабость государства. Видя это, завтра из России тем же путем может уйти, например, PSA, Ford или даже VW. В общем, я, как гражданин и налогоплательщик, даже не прошу, а требую, чтобы «вы вытрясли с них все: все деньги, все золото, вплоть до часов... И коронок на зубах!».