337

Китайцы надорвались: мировое лидерство вышло автопроизводителям боком

Аналитики рынка ждут массовых банкротств автобрендов Поднебесной

К концу текущего десятилетия лишь считанные единицы китайских автобрендов сохранят финансовую жизнеспособность. К таким неутешительным выводам пришли эксперты британской консалтинговой компании AlixPartners. Портал «АвтоВзгляд», впрочем, не считает, что это каким-то образом угрожает авторынку России.

Поделиться
Изображение Китайцы надорвались: мировое лидерство вышло автопроизводителям боком

Быть мировым лидером — задача не из простых. Чтобы удержаться на вершине, нужно постоянно бдеть и постоянно жертвовать. Гегемония на рынке электротранспорта оказалась тяжелой ношей даже для такой мощной экономики, как китайская.

«Только 15 из 129 брендов, которые в настоящее время продают электромобили и подключаемые гибриды в Китае, будут финансово жизнеспособными к 2030 году, поскольку интенсивная конкуренция заставляет консолидироваться, а некоторые уходят с рынка», — к такому неутешительному выводу пришли аналитики консалтинговой компании AlixPartners. Как выразился мэр-златоуст Виталик Кличко: «Сегодня в завтрашний день не все могут смотреть. Вернее, смотреть могут не только лишь все».

ЦЕНОВЫЕ ВОЙНЫ И ПЕРЕПРОИЗВОДСТВО

Как подсчитало для ТАСС аналитическое агентство «Автостат», продажи новых легковых китайских автомобилей в России за первое полугодие 2025 года сократились на 30% - до 291,6 тысяч штук. Хотя полностью оправдывать китайцев, допустивших такой провал, не стоит, но их вина тут не стопроцентная — на российском рынке в целом неспокойно.

Фото: globallookpress.com
Фото: globallookpress.com

В вычислительном центре опять сгорел «Алдан», но Сашка Привалов не виноват, виноват Хунта, который последнее время из принципа интересуется только такими задачами, для которых доказано отсутствие решения.

Вряд ли производители из Поднебесной довольны тем, что происходит с их продажами в России, однако ситуация в самом Китае складывается еще более неприятная.

Авторынок КНР — крупнейший в мире, но в настоящее время его потрясают ценовые войны и угнетает перепроизводство. Оба этих фактора основательно подрывают прибыльность предприятий, занятых выпуском автомобилей.

— Китай является одним из самых конкурентоспособных рынков NEV (транспортных средств на новых источниках энергии) в мире, с интенсивными ценовыми войнами, быстрыми инновациями и новыми участниками, постоянно повышающими планку, — заявил Стивен Даер, руководитель автомобильной практики AlixPartners в Азии. — Эта среда способствовала значительным достижениям в области технологий и экономической эффективности, но также заставила многие компании бороться за достижение устойчивой прибыльности...

Фото: globallookpress.com
Фото: globallookpress.com

БОРЬБА ПЕРЕХОДИТ В ПАРТЕР

Междоусобная борьба — в первую очередь, за долю рынка Поднебесной — обернулась для тамошних автобрендов весьма нелегкими последствиями.

Загрузка производственных мощностей на автозаводах в прошлом году упала в среднем на 50%, что является самым низким показателем за десятилетие. Практически ни одна компания не смогла получить прибыль по итогам года. Исключение составили разве что BYD и Li Auto.

Несомненно, местные органы власти приложат все силы, чтобы поддержать даже нежизнеспособные марки, поскольку они критически важны для региональной экономики. Без них тяжело будет обеспечить занятость населения и сохранить цепочки поставок. Но надолго бюджетных средств вряд ли хватит.

Китайские регуляторы призывают автопроизводителей прекратить ценовую войну, однако пока сдвигов в этом направлении не видно. Вот и г-н Даер считает, что она продолжится, но «уйдет в подполье» и будет вестись не прямым понижением цен, а за счет «скрытых» факторов с использованием страховых субсидий, беспроцентных кредитов.

И теперь главный, животрепещущий вопрос — а нам-то что? А нам все равно. И вот только не надо мне про тесную взаимосвязь глобальных бизнес-процессов...