15921

Как газовый КамАЗ покорял Африку

На старт международного ралли Africa Eco Race 2015 вышли 28 мотоциклов и 48 автомобилей из 30 стран мира. А российская команда «КамАЗ-МАСТЕР» впервые выставила экспериментальный грузовик, работающий на смеси природного газа и дизельного топлива.
Изображение Как газовый КамАЗ покорял Африку

Дебютанту гонок предстояло состязаться с такими опытными соперниками как Томаш Томечек, трехкратный победитель Africa Eco Race в 2011, 2012 и 2014 годах и Миклош Ковач, победитель африканского марафона-2010.

Вот уже 7 лет преемником марафона «Париж-Дакар» является ралли Africa Eco Race. Гонка проходит по историческому маршруту, соединяющему евразийский и африканский континенты. Ее отличительная особенность — акцент на экологию. Africa Eco Race — главное соревнование, в котором принимают участие гибридные авто.

К участию в Africa Eco Race создатели газового КамАЗа шли несколько лет. В 2012 году «КамАЗ-МАСТЕР» при поддержке банка ВТБ и ОАО «Газпром» реализовали проект по созданию спортивного грузовика, работающего на газодизельной смеси. Основная задача проекта — демонстрация преимуществ газомоторного топлива. Пилотирует газовый КамАЗ Сергей Куприянов (пресс-секретарь председателя правления ОАО «Газпром»), штурман экипажа его брат — Александр Куприянов, механик — опытный член команды Анатолий Танин.

 

ЭКО-ТРЕНД ГОДА?

Оказалось, что адаптировать двигатель ТМЗ (Тутаевский моторный завод), который традиционно используется в гоночных моделях КамАЗа, к работе на природном газе — задача непростая. Однако эксперимент оказался успешным, поскольку экологически чистое топливо положительно сказалось сразу на нескольких характеристиках. Улучшилась динамика и приемистость автомобиля, удалось добиться быстрого разгона грузовика с низких оборотов. Добавление компримированного (сжатого) природного газа позволило повысить эффективность сгорания топлива и снизило количество вредных выбросов.

«ЛЕТАЮЩИЙ» ГРУЗОВИК

Маршрут ралли, который проходит по территории Марокко, Мавритании и Сенегала, в этот раз был рассчитан организаторами с особой тщательностью. Даже самые опытные гонщики отмечали сложность и витиеватость спецучастков, а проверенная техника беспощадно ломалась — порой без возможности возврата на дистанцию.

Первыми испытаниями для газового КамАЗа стали российские ралли «Золото Кагана» и «Великая Степь». Однако самая сложная проверка на прочность была впереди. В ходе африканского марафона предстояло понять, способно ли газобаллонное оборудование справиться со всеми нагрузками.

Экипаж газового КамАЗа взял курс на Розовое озеро осторожно, приноравливаясь к сложности трассы и ритму гонки. Однако уже на пятом спецучастке гибридный грузовик показал первый результат. На участке со стокилометровым скоростным отрезком, КамАЗ на природном газе не просто ехал, а «летел», удивив этим даже сам экипаж:

— Мы не ожидали, что будем первыми. Мы хорошо шли, трасса позволяла: от старта сто километров по прямой. Я только удивлялся, что джипы нас не обходят, все условия для этого были, — поделился впечатлениями Сергей Куприянов после успешно пройденного этапа.

Вторую победу команда газового КамАЗа одержала на восьмом этапе, который проходил по сложным и крайне зыбким дюнам Мавритании. Он оказался одним из самых изматывающих. В результате гибридный грузовик прошел его стабильно и без серьезных поломок.

«ГАЗОВОЕ» СЕРЕБРО

По итогам двенадцати этапов ралли газовый КамАЗ вошел в тройку лидеров автомобильного зачета Africa Eco Race 2015 и стал серебряным призером среди грузовиков. Успех дебютантов этого сезона на африканском ралли еще раз подтверждает эффективность и технологичность природного газа в качестве моторного топлива. Владимир Чагин, руководитель команды «КамАЗ-МАСТЕР», остался доволен:

— Тот факт, что экипаж Сергея Куприянова смог пройти с таким двигателем всю гонку говорит о том, что газодизельная аппаратура абсолютно надежна и ее можно спокойно применять на гражданских автомобилях...

Сегодня в раллийных гонках наметилась тенденция на ужесточение требований к выхлопам, поэтому проект «газовый КамАЗ» интересен не только российским специалистам, но и зарубежным. Руководитель грузового зачета «Дакара» Фабьен Кальве проявил особый интерес к российскому грузовику, работающему на природном газе, ведь и на их ралли проблемы экологии с каждым годом становятся все более актуальными. В своем интервью он выразил надежду, что природный газ станет основным топливом для грузовых автомобилей и «в будущем мы увидим большой проект по выпуску экологичных грузовиков на газомоторном топливе».