Карьера Романа Старовойта в российской власти — яркий пример того, как чиновник с сомнительными результатами работы и постоянными коррупционными скандалами вокруг возглавляемых им ведомств не только избегал ответственности, но и получал повышения. Возглавляя ключевые дорожно-транспортные структуры страны — от Росавтодора до Минтранса — он оставил после себя лишь разруху, неэффективность и вопиющие злоупотребления.
ДОРОГИ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ПОСТРОИТЬ
Г-н Старовойт возглавил Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) в 2012 году, и уже через два года ведомство оказалось в центре скандалов. Дороги, построенные под его руководством, регулярно приходили в негодность: весной вводились ограничения для грузовиков, зимой трассы заносило снегом из-за неработавших подрядчиков. Сам Старовойт признавал неэффективность этих компаний, но ничего не менял.

В 2016 году в Росавтодоре прошли масштабные обыски: сотрудников подозревали во взятках при выкупе земель вдоль федеральных трасс. Чиновники искусственно завышали стоимость участков, а подконтрольные фирмы получали миллиардные контракты. При этом, как выяснила Счетная палата, деньги на дорожное строительство осваивались формально — десятки регионов не выполнили планы по ремонту и строительству, а в некоторых местах (например, в Республике Тыва и Пермском крае) не было введено ни одного километра новых дорог.
МИЛЛИАРДЫ НА ВЕТЕР
После Росавтодора Старовойт стал губернатором Курской области, где продолжил сомнительную практику освоения бюджетных средств. В 2022-2023 годах регион получил 19,4 млрд рублей на строительство оборонительных сооружений. Однако, как выяснила Генпрокуратура, деньги ушли в никуда: власти заключали договоры с фирмами-однодневками, а укрепления либо не строились, либо возводились лишь на бумаге.

В итоге были арестованы глава «Корпорации развития Курской области» Владимир Лукин и его заместители. Источники РБК отмечали, что следствие могло добраться и до Старовойта — ведь все происходило под его руководством. Однако вместо этого он получил новое повышение.
А ПОДОИМ-КА МЫ АВТОВЛАДЕЛЬЕВ
В мае 2024 года, несмотря на все предыдущие скандалы, Старовойт возглавил Министерство транспорта РФ. И почти сразу заявил, что федеральные дороги, которыми он относительно недавно заведовал сам, «деградируют», а их ремонт теперь станет приоритетом (где, спрашивается, этот товарищ раньше был?). Однако вместо реальных мер он предложил лишь еще сильнее начать «доить» автовладельцев.
Так, еще в 2020 году, будучи в Минтрансе на вторых ролях, Старовойт курировал разработку транспортной стратегии, предполагавшей, в том числе, и введение платы за проезд абсолютно по всем дорогам — включая городские и региональные. Чиновник оправдывал это необходимостью «стимулировать общественный транспорт», но по факту речь шла о новом налоге на автовладельцев. При этом и качество дорог, и развитие того самого общественного транспорта в стране на тот момент было аховым, и остается таковым, за редким исключением в виде таких мегаполисов, как Москва, катастрофически низким по сей день.

ПОЧЕМУ КАРЬЕРА СТАРОВОЙТА ПРОДОЛЖАЛАСЬ?
Главный вопрос: почему чиновника, при котором разворовывались миллиарды, дороги не строились, а автомобилистов хотели обложить новыми поборами, не только не наказывали, но и всеми силами продвигали наверх?
Ответ, вероятно, кроется в системе, где лояльность важнее эффективности. Старовойт умел демонстрировать «исполнение поручений», даже если реальных результатов не было. Его инициативы соответствовали общевластному курсу на увеличение фискальной нагрузки на граждан, а коррупционные схемы в подведомственных структурах позволяли распределять бюджетные деньги между «своими».
Короче говоря за 13 лет деятельности на поприще улучшения дорожно-транспортной ситуации в стране г-н Старовойт не сделал российские дороги лучше, а жизнь автолюбителей — проще и комфортнее. Зато оставил после себя шлейф скандалов. Его карьера — наглядный пример того, как в современной системе безответственность и коррупция становятся трамплином для дальнейшего роста. Поэтому, как говорит многомудрый российский народ: умер Максим, да и фиг с ним.