Короче говоря, наши направления — дарвиновский полигон, где в товарных количествах обитают шоферы-хамы, чье поведение давно заслуживает глобального изучения психопатологами. Ведь перед нами не просто «плохие парни» асфальта. В их лице мы практически ежедневно наблюдаем законченные кейсы, над которыми могли бы рыдать Фрейд, Юнг и все современные специалисты по девиантному поведению.
Обычно это мужчина (хотя гендерные границы здесь размыты) в возрасте от 25 до 50 лет, уверенный, что дорога — продолжение его гостиной. Он не едет, а шествует; не нарушает, а восстанавливает справедливость. Он не хам, а жертва обстоятельств, которые почему-то не раздвигаются перед корпусом его авто, когда он начинает бешено сигналить, моргать фарами, подпирать впередистоящего, а то и пугать «мигалкой», даже если она куплена вчера на AliExpress.
Его любимые мантры: «я спешу», «все так едут», «он сам виноват». А главный страх — признать, что он не царь дороги, а просто еще один участник движения, который и здесь никому не интересен. Потому что тут налицо комплекс маленького человека. Который в обычной жизни — никто.
На работе — винтик, в семье — подкаблучник, в социуме — серая масса. Но когда садится за руль, его мир преображается. Теперь он всеми силами пыжится показать себя важной персоной, от которой зависят чужие жизни. Поэтому и решает, кого пропустить, а кого подрезать. Царь, короче говоря, и даже бог. Правда, невероятно тупой и жутко закомплексованный.

Согласно редким, к сожалению, исследованиям причин агрессивного вождения, типичное дорожное быдло демонстрирует, во-первых, высокий уровень нарциссизма. Он искренне считает, что его время важнее чужого, а его машина — священная корова, которой все обязаны уступать.
Во-вторых, такие индивиды обладают низким эмоциональным интеллектом (EQ) в купе с низким же коэффициентом умственного развития (IQ). Подобные люди не понимает, что их действия пугают, раздражают или ставят под угрозу других. А если и понимают — им все равно.
В-третьих, описываемые типы имеют склонность к импульсивной агрессии, при которой первая и единственная реакция психопата на малейшее препятствие только одна — крик, сигнал, резкий маневр, драка. Это не стратегия, это — рефлекс.
В его сильно измененной больным сознанием картине мира «нормальный мужик» не ползет, как тряпка, а давит газ в пол. «Настоящий» не ждет зеленого света — он создает свою полосу движения. «Сильный» не извиняется — он выходит разбираться. То есть, ко всему прочему, дорожные хамы еще и вечно пребывают в состоянии когнитивного диссонанса уверенные, что не нарушают ПДД, не преступают дорожные законы и нормы.
По их мнению, они не просто так лезут без очереди в чужой ряд — они торопятся. Не просто так моргают дальним — предупреждают. А паркуются на тротуаре просто потому, что им негде было встать. В головах такого быдла существует четкая иерархия: все остальные — статисты, а они — главные герои.

Все это, конечно, до первой серьезной аварии, после которой перебздевший недавний нарцисс, бледный и трясущийся, начинает доказывать, что «это не он, что его подрезали».
Единственное утешение: рано или поздно каждый такой герой встречает либо гаишника с лишением «прав», либо такого же упыря, но с кулаками побольше. И тогда он внезапно вспоминает, что ПДД — это, оказывается, важно. Но ненадолго.
Ну и что, спросите вы, со всем эти делать? Да ничего. Потому что система не воспитывает — она поощряет. Потому что хамство на дороге — это лишь отражение хамства в обществе. Потому что, пока одни «учителя» будут выпендриваться, а другие — терпеть, ничего не изменится.
Официальные же наказания не работают: исследования показали, что штрафы лишь временно снижают число нарушений о описанных выше типажей, но не меняют поведенческие паттерны. Просвещать таких уже бесполезно: если человек уверен, что «ПДД для лохов», никакие соцрекламы его не переубедят.
И остается, если придерживаться упомянутого в начале материала дарвинизма, только естественный отбор. И — да, иногда он срабатывает. Правда, реже, чем хотелось бы нам с вами...