Заключительные этапы чемпионата: предпоследний, прошедший 8 сентября в Тольятти, и особенно последний, 22 сентября в Санкт-Петербурге, превратились в пустую формальность. Кто станет чемпионами, было понятно уже давно. Совсем не закиснуть помогали размышления о претендентах на первые места в 2003 году. Скорее всего среди них не окажется Михаила Ухова. По завершении первенства ветеран получил отставку от команды “МТС”, которой он два года назад принес высший титул. Вплоть до середины нынешнего сезона Ухов считался первым пилотом “МТС” и по его итогам занял второе место. А вот завоевавшему в борьбе с дуэтом из “МТС” “бронзу” Александру Львову бояться за свое спортивное будущее не стоит: “Спорт-Гараж” продлил с ним контракт на будущий сезон. Правда, столь богатый под занавес сезона на события “Туринг” финишировал еще 24 августа. В сентябре определялся победитель “Супертуризма”, “Формулы-3” и “Формулы-1600”. Однако в первых двух — только де-юре, так как де-факто все стало понятно уже давно. А вот в “Формуле-1600” еще оставался маленький шанс на интригу.
Накануне сезона при обсуждении раскладов в “Формуле-1600” высказывалась мысль, что, если поедет Шайтар, всем остальным на трассе “ловить” нечего. Вчерашний картингист Виктор Шайтар оказался очень молодым рыжим улыбчивым пареньком, меньше всего напоминавшим гоночного “монстра”. Тем более что его дебют затмила победа на первом этапе уже раскрученного прошлогодним “Кубком Поло” Александра Тюрюмина. Правда, Александр быстренько ощутил на себе, что путь в “Формуле-1600” усыпан отнюдь не розами. После серии неудач из-за технических неполадок он, видимо, решил построить свою карьеру пилота по-другому. А Шайтар уже на второй гонке поставил на место всех: и молодежь, и ветеранов. Правда, кто знает, как бы все сложилось, не растеряй в начале сезона просто чудовищное количество очков еще один юный талант — Виктор Антонов. Достаточно вспомнить провал на старте второго этапа в Мячкове. Машина ставшего обладателем поул-позишн Антонова так и не смогла тронуться с места. После восьмого сентября в Тольятти, где Шайтар финишировал вторым, вслед за старшим товарищем по команде “Формула Z” Николаем Ветровым, а Антонов — третьим, последний из борьбы за “золото” практически выключался. На заключительном “Невском кольце” у него оставались чисто теоретические шансы на завоевание высшего титула. Антонову было необходимо выиграть, притом чтобы Шайтар вообще не доехал до финиша. Однако лидер, более того, поднялся на “бронзовую” ступеньку пьедестала.
Определившимся заранее чемпионам в “Супертуризме” и “Формуле-3” на финальном отрезке сезона блеснуть не удалось. Последние этапы “трешки” ознаменовались возвращением блудной “Арт-Лайн Инжиниринг”, объявившейся на трассах в Мячкове 24 августа и в Санкт-Петербурге — 22 сентября (в Тольятти “Формула-3” в этом году не ездила), — таким же неожиданным, как и ее исчезновение в середине чемпионата. Маурицио Медиани с блеском выиграл последний этап, что позволило ему занять итоговое второе место в общем зачете. Вот и гадай теперь, как могла сложиться борьба в “Формуле-3”, не будь у “Арт-Лайн” вынужденного перерыва в выступлениях. А очередной итальянец, заброшенный судьбой в гостеприимную Россию и новоиспеченный обладатель высшего титула Андреа Беликки завершил сезон в отбойнике “Невского кольца”. Его партнеру по команде Алексею Павловскому, финишировавшему в Петербурге вторым, в первенстве удалось стать третьим. Правда, не считая пропустившего несколько гонок Медиани, других соперников у Павловского не оказалось. Отрыв Алексея от четвертого, Михаила Алешина, просто чудовищен. Но маленькая сенсация на последнем этапе все же состоялась. Михаил, пока что не окончивший 11 классов в школе, завоевал третье место, повторив свой максимальный успех и в “Формуле-1600”, и в “Формуле-3”. Правда, и пилотов в “Ф-3” на “Невском кольце” стартовало всего четверо…
Итальянца Альберто Шиллу из “ЛУКОЙЛ Рейсинг” поздравили со второй победой в российском кольцевом чемпионате еще после гонки в Тольятти восьмого сентября. В автограде легионер финишировал только третьим, применив излюбленную тактику: сберег машину, нервы себе и руководству команды и при этом заработал очки. Стабильность и привела его к общей победе. А вот первое место Дмитрия Щеглова (“ЛогоВАЗ-Беляево”) в Тольятти и четвертое в Питере позволили ему завоевать “бронзу” чемпионата. Серебряные награды остались за напарником Шиллы по “ЛУКОЙЛу” Алексеем Дудукало. Несмотря на эпизодические успехи, в этом сезоне удача отвернулась от представителей тольяттинской заводской “конюшни”. Виталий Дудин выиграл последний этап в Питере, но не поднялся выше седьмой позиции в итоговой таблице. А лучшим с берегов Волги и родины “АвтоВАЗа” стал Денис Овчаренко — но лишь четвертым.
Наконец, немного забавной статистики. В общей сложности в нынешнем кольцевом чемпионате в четырех классах автомобилей приняло участие 16 команд и 54 гонщика. В среднем по 4 “конюшни” и 13,5 пилота в каждой зачетной группе. В “Туринге” в сезоне-2002 засветилось 16 имен. Из них во всех этапах стартовало меньше половины. А ведь еще каких-то пару лет назад возникали опасения, что в “Туринге” будет столько спортсменов, сколько не “поместится” в формат одной гонки. Они оказались напрасными. “Супертуризм”, в прошлом (под названием “Туризм-1600”) набиравший до трех десятков участников, в этом году состоял из 13. Из них на всех гонках ездили только пятеро. В “Формуле-1600” — 14, четверо из которых не пропустили ни единого состязания. В “Формуле-3” — 11, а все шесть состоявшихся (из восьми запланированных) этапов прошли только… Андреа Беликки и Алексей Павловский. Команда “ЛУКОЙЛ Рейсинг” стала самой обязательной, хотя и она не решилась отправиться на две гонки в Тольятти…
Личный зачет очки
1. Андреа Беликки (Поло ди Торрилле, “ЛУКОЙЛ Рейсинг”) 80
2. Маурицио Медиани (Реджио Эмилия, “Арт-Лайн Инжиниринг”) 75
3. Алексей Павловский (Москва, “ЛУКОЙЛ Рейсинг”) 74
4. Михаил Алешин (Москва, “ЛУКОЙЛ Рейсинг”) 40
5. Сергей Злобин (Москва, “СК Рейсинг”) 30
Командный зачет очки
1. “ЛУКОЙЛ Рейсинг” 154
2. “Арт-Лайн Инжиниринг” 103
3. “СК Рейсинг” 63
Личный зачет очки
1. Виктор Шайтар (Люберцы, “Формула Z”) 132
2. Виктор Антонов (Москва, “A.S.R.”) 118
3. Николай Ветров (Москва, “Формула Z”) 108
4. Юрий Орлов (Москва, “АБ Рейсинг”) 99
5. Николай Ветров (Москва, “Формула Z”) 58
Командный зачет
1. “Формула Z” 240
2. “A.S.R.” 210
3. “АБ Рейсинг” 99
Личный зачет очки
1. Григорий Комаров (Курск, “МТС ЭйСи Рейсинг”) 117
2. Михаил Ухов (Москва, “МТС ЭйСи Рейсинг”) 110
3. Александр Львов (СПб, “Спорт-Гараж”) 101
4. Сергей Нуждин (Тольятти, “Лада-Автоспорт Рейсинг”) 92
5. Сергей Крылов (Москва, “Спорт-Гараж”) 64
Командный зачет
1. “МТС ЭйСи Рейсинг” 227
2. “Спорт-Гараж” 165
3. “Лада-Автоспорт Рейсинг” 129
Личный зачет очки
1. Альберто Шилла (Фальфабрика, “ЛУКОЙЛ Рейсинг”) 127
2. Алексей Дудукало (Москва, “ЛУКОЙЛ Рейсинг”) 104
3. Дмитрий Щеглов (Жуковский, “ЛогоВАЗ-Беляево”) 104
4. Денис Овчаренко (Тольятти, “Лада-Автоспорт Рейсинг”) 90
5. Николай Мезенцев (Тольятти, “Лада-Автоспорт Рейсинг”) 77
Командный зачет
1. “ЛУКОЙЛ Рейсинг” 231
2. “ЛогоВАЗ-Беляево” 181
3. “Лада-Автоспорт Рейсинг” 167