По мнению Владимира Васильева, председателя Комиссии по городскому хозяйству Мосгордумы, этот шаг — попытка городских властей разгрузить центр города от нашествия мощных иномарок, а также рублем поддержать тех, кто находится за рулем российских малолитражек, корейских Hyunday, итальянских Fiat и чешских Skoda Felicia. Однако многие экономисты сомневаются в том, что автовладельцы из-за сэкономленных на налоге 300—400 рублей в год решительно пересядут с более мощных машин на маленькие. Разумеется, сознание большинства автомобилистов сразу не переделаешь, говорит Васильев, пренебрежительное отношение хозяев мощных авто к “малышам” хорошо известно, особенно на дорогах. Тем не менее здесь интересен сам подход к решению сложной транспортной проблемы в городе.
Например, в России ничего подобного еще не было. Депутаты рассчитывают, что если кто-то стесняется ездить на малолитражках отечественного производства, то пусть покупает импортную, к примеру компактный Peugeot или Volkswagen. Тогда проблема парковок в городе, особенно в центре, значительно облегчится. Да и машинам “скорой”, пожарных, спасателей и других аварийных служб легче будет выполнять свои задачи.
Есть и вторая причина ликвидации налога с малолитражек. Таким способом депутаты пытаются снизить социальную напряженность в столице. Решение прежде всего затрагивает водителей старшего возраста, пенсионеров и ветеранов, которые ездят в основном на отечественных машинах — “Жигулях” и “Москвичах”. (Заметим, что они — не самые бедные люди в нашем городе.) Мощность этих автомобилей лежит в пределах обозначенного порога в 70 л.с., поэтому транспортный налог они будут платить по минимуму или не платить вовсе. А вот владельцы мощных иномарок заплатят тот же налог в размере от 1000 до 5000 руб.
И, наконец, третья причина введения дифференцированного транспортного налога — резкое ухудшение экологической ситуации в городе.
К примеру, автопарк столицы за последние десять лет вырос вдвое и продолжает увеличиваться примерно на 70 тыс. машин в год.
Но все-таки основные виновники плохой экоситуации — старые отечественные автомобили. Тем не менее Дума поддержала пожилых автовладельцев, отменив для этой категории водителей транспортный налог. Чем, правда, ухудшают экологическую ситуацию в городе, открывая “зеленый” автоветеранам...
Транспортная нагрузка на Москву очень значительна. Частники вынуждены ездить больше, чем в прежние годы. Для многих граждан автомобиль стал такой же частью быта, как холодильник или стиральная машина. Если раньше автовладелец мог спокойно дойти пешком до ближайшего магазина, то сегодня эти несчастные несколько сот метров он предпочитает проехать на машине.
Раньше большинство автомобилистов использовали машину на маршруте квартира — дача, сегодня авто по сути выполняют функции общественного транспорта.
Еще одна проблема: в городе слишком мало таксомоторов — к примеру, в гости или в театр многие отправляются на своих автомобилях. Это тоже увеличивает нагрузку на транспортную сеть. Конкуренцию такси составили “извозчики” преимущественно из Подмосковья. Они зарабатывают в городе черный нал, но налогов не платят. Сегодня 25—30% городских перевозчиков — автовладельцы из соседних регионов.
— Недавно, — рассказывает Владимир Васильев, — я сделал запрос о транспортных перевозках различными департаментами в городском хозяйстве. Вот некоторые цифры: за год на эти цели ими затрачено около 1,5 млрд. рублей! Причем значительная часть выплачена именно по разовым заказам владельцам подмосковных “Газелей” и “Бычков”, которые, кстати, демпингуют на рынке перевозок. Понятно, что такой частник налогов в бюджет города платить не станет и заставить его это сделать мы также не можем — лицензирование перевозок автомобилями массой до 3,5 тонны, как известно, отменено. Столица недополучает немалые деньги. Кроме того, многие иногородние полуторки годами ездят без техосмотра, что приводит к многочисленным авариям. Бывали случаи, когда грузовички бесследно исчезали вместе с грузом и заказчики несли убытки.
— Посмотрите, в каком состоянии у частников находятся “Газели”, продолжает Васильев. — Сплошная антисанитария! Например, школа заказала перевезти продукты для детей в такой машине. Потом лечить половину школы? Какие меры воздействия у города на владельцев грузовичков, особенно если они работают по городскому заказу?
Владимир Васильев считает, что необходимо вводить лицензирование грузовых перевозок на региональном уровне и приводит пример с лицензированием игорного бизнеса. Оказывается, разрешение можно получить в Магадане, а открыть казино — в Москве. То же самое происходит и с грузовыми перевозками.
Сегодня столице своего транспорта вполне достаточно, как частного, так и государственного, чтобы полностью обеспечить столицу грузовыми перевозками, убежден председатель Комиссии по городскому хозяйству Мосгордумы.
В Мосгордуме недавно депутаты обсуждали новый закон о строительстве и реконструкции градостроительных объектов в Москве, который напрямую затрагивает проблему “ракушек”. Документ отстаивает принцип — любой самострой подлежит сносу. Сегодня в городе возведено свыше 190 тысяч “ракушек”, причем, по оценке Владимира Васильева, на законном основании построено не более 10%. Как подчеркнул депутат, весь “ракушечный” самострой, который загораживает дворовые проезды, возведен на неотведенных для этих целей территориях или располагается на городских коммуникациях, будет ликвидирован. Вообще, эпоха металлических тентов уже прошла, и будущее за крупными паркингами, считает Васильев. Сегодня подобные многоэтажные стоянки возводятся в Бибиреве, на улице Королева, в других районах столицы. Эти сооружения прекрасно вписываются в уже сложившуюся городскую застройку и располагаются по соседству с домами, где проживают автовладельцы. Перспективно строительство и подземных паркингов, хотя они обойдутся застройщикам дороже. Они хороши тем, что на крыше сооружения можно возвести необходимые для города объекты, в том числе обустроить детские или спортивные площадки.
Проект закона “О транспортном налоге”, который, как ожидается, вступит в силу с 1 января 2003 года. К концу недели должен появиться окончательный вариант этого закона. Впрочем, как уверены городские парламентарии, вряд ли его текст изменится по существу. После его принятия налоговые ставки на наиболее распространенные в России модели легковых автомобилей мощностью до 100 л.с. увеличатся в 1,3 раза.
Итак: ставка налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя от 70 до 100 л.с. составит 5 руб. с каждой лошадиной силы, от 100 до 150 л.с. — 10 руб., от 150 до 200 л.с. — 15 руб., от 200 до 250 — 20 руб., свыше 250 л.с. — 30 руб. с каждой л.с. Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 20 л.с. облагаются налогом в 3 руб. с каждой лошадиной силы, от 20 до 35 л.с. — 6 руб., свыше 35 л.с. — 15 руб. Ставка налога для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. составит 6 руб. с каждой лошадиной силы, от 100 до 150 л.с. — 10 руб., от 150 до 200 л.с. — 15 руб., от 200 до 250 л.с. — 20 руб., свыше 250 л.с. — 25 руб. с каждой л.с. А вот владельцы самолетов, вертолетов и иных воздушных судов окажутся в равных условиях: им всем придется платить по 25 руб. за лошадиную силу.
От уплаты налога освобождаются Герои Советского Союза и России, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 70 л.с., а также организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров, кроме такси. Одновременно отменяются Закон “О ставках налога, взимаемых в дорожные фонды” от 31 мая 2000 года и Закон “О ставках налогов на имущество физических лиц” от 24 октября 2001 года.
Владимир ВАСИЛЬЕВ,
председатель Комиссии по городскому хозяйству Мосгордумы:
— Ранее все деньги, которые собирались через налоги в Дорожный фонд, полностью уходили на нужды города. Затем на самом верху было принято решение, по которому эти суммы стали отчисляться в федеральный бюджет. Теперь Москва получает свои же деньги из центра в виде субвенций. Однако речь идет о значительно меньших финансовых средствах. Если раньше столица из Дорожного фонда получала ежегодно 20 млрд. руб., за счет которых шло строительство МКАД, велась реконструкция городских автомагистралей, делался задел для Третьего транспортного кольца, то теперь Москва получает от федералов только 7 млрд. руб. И то эти деньги приходится чуть ли не вышибать из Минфина. Реально городу для поддержания своих столичных функций, в которые входит и строительство новых дорог, необходимо не менее 15 млрд. руб. в год.
Куда пойдут эти деньги? Во-первых, необходимо достроить Третье кольцо — сдать Лефортовский тоннель, возвести большую дорожную развязку на Беговой, соединить с городскими магистралями Новорижское шоссе. Это связано со строительством нового большого тоннеля в районе Серебряного Бора. Кроме того, столице как воздух нужны так называемые улавливающие парковки. Это обойдется столичной казне еще в 2—3 млрд. руб.
Хорошая новость — новый транспортный налог полностью пойдет в городской бюджет. Для города это значительное подспорье в дорожном строительстве — столица получит не менее 1 млрд. руб.
Тем не менее для решения экологических проблем, связанных с автотранспортом, из этих денег отчислений не предусмотрено. Возможно, придется подумать о введении специального экологического налога.