У этого загадочного автомобиля — туманное прошлое и не менее неопределенное будущее. Его цена в России за последний год возросла почти на $5000, но при этом продажи в нашей стране стремятся к нулю. Хотя в Америке это чуть ли не самое популярное в ряде штатов авто, названное в 2001 году журналом “Motor Trend” машиной года.
Чтобы удовлетворить спрос американцев на Chrysler PT Cruiser (в первый год было продано 175 тыс., а во второй — уже 310 тыс. машин), в дополнение к основному месту производства в мексиканском городе Толуока в середине прошлого года был открыт европейский филиал в городе Граце, Австрия. Именно австрийская версия Chrysler PT Cruiser досталась нам на тест. Та единственная модель с “автоматом” и движком 2,0 л мощностью 141 л.с., которая поставляется в Россию (машины с 1,6-литровым и 2,4-литровыми двигателями у нас не сертифицированы и продаваться не будут).
Chrysler Pronto Cruiser, построенный на основе агрегатов Chrysler Neon, был трехдверным и являл собой просто дизайнерский изыск. Он дебютировал на Женевском автосалоне в 1998 году, а уже предсерийный PT Cruiser, построенный на основе этого концепта, был представлен широкой публике в январе 1999 года на дизайнерском автосалоне в Детройте. Конструкторам Chrysler удалось создать транспортное средство, которое с момента своего появления приковывает внимание всего автомобильного мира. Трудно однозначно определить даже класс, к которому причислить эту машину. Кузов легко назвать и хэтчбеком, и универсалом, и минивэном. Общий стиль можно охарактеризовать и как футуризм, и как ретро. Автомобиль, вобравший в себя многие современные достижения, явно наполнен ностальгическими мотивами 60-х годов.
Знаете, как раньше говорили: не “сел в машину”, а “поднялся в экипаж”. И продолжали: “Кучер взмахнул хлыстом, четверка вороных слаженно и плавно тронулась с места, быстро набирая ход”. Когда я в первый раз проехал на Chrysler PT Cruiser, у меня были примерно те же ощущения. Неслышно повернувшаяся, повинуясь команде с пульта дистанционки, изогнутая хромированная ручка двери с большой кнопкой под палец, как в 21-х “Волгах”, впустила меня в салон, ровно задышал под покатым капотом мотор, селектор коробки с легким щелчком перешел в положение “драйв”. Я посмотрел в левое зеркало и увидел ручку задней двери, сверкающую на солнце, как спицы Rolls Royce Silver Ghost, и буквально перенесся в другой век.
Один из руководителей концерна “Chrysler” сказал, что “Chrysler PT Cruiser настолько крут, что классифицировать это невозможно”. Пешеходы, которым до лампочки все эти тонкости, по достоинству оценивали лишь внешний облик автомобиля. Где бы я ни пытался сфотографировать PT Cruiser, на блеск его глаз-фар слетались мужики — прямо как у Жванецкого: “один-два крупных, три-четыре мелких, и кружат, и сидят”.
Фотосессию PT Cruiser мы решили провести у Новодевичьего монастыря (чем не стиль “под ретро”?). Тотчас же сбежалась толпа зевак, а дежуривший у входа милиционер с автоматом наперевес любезно предложил проехать внутрь монастыря. “Такая красавица этого заслуживает”, — произнес он. Там на нас набросились дети, и отказать им мы просто не могли. А, воодушевленный успехом съемок, я, счастливый и довольный, возвращался домой и на каждом перекрестке ловил восхищенные и округлившиеся от увиденного глаза владельцев тюнингованных по уши “мерсов” и “бимеров”. Вы даже не представляете, какой от всего этого получаешь кайф...
Но что-то ваш корреспондент отвлекся от главного. Теоретически Chrysler PT Cruiser попадает в сектор С по европейской классификации легковых автомобилей. Его габаритные размеры и колесная база схожи с “гольфовскими”. То есть в принципе — это Golf-класс или даже чуть больше. Некоторые его сравнивают с однообъемниками вроде Renault Scenic или Opel Zafira, с универсалами и даже большими хэтчбеками. Все это верно, но PT Cruiser в самом деле настолько уникален своими пропорциями и архитектурными решениями, что не очень подходит под все прежние границы классов, типов и видов. В результате компиляций целого ряда черт, присущих современным машинам, получилось нечто вроде универсального хэтчбека.
В стиль PT Cruiser вкраплены черты стильного ретро, даже скорее репликара, хот-рода и футуристичного концепта, какими были прототипы — Pronto и Pronto Cruiser. Идея дизайнеров воплотить “форму, повторяющую функцию”, нашла отражение в приподнятом силуэте крыши, почти вертикальной пятой двери в возвышающейся средней линии. Мощно прорисованные крылья и как бы надутые пороги вызывают в памяти облик американских автомобилей 50-х годов. В свою очередь, четкие контуры световых блоков, сильно наклоненная и утопленная ниже бампера фальшрешетка радиатора характерны для концептов и машин в духе биодизайна. Почти полное отсутствие хрома: только отдельные детали — ручки дверей, эмблемы и колесные диски — напоминают о настоящих хот-родах с Соляного Озера.
В салоне PT Cruiser царит дух практичности и высоких технологий. Передняя панель, составленная из серых пластиковых панелей и двух окрашенных под металл частей, поделена на симметричные отделы. По бокам — овальные части, напоминающие металлические крышки перчаточных ящиков на старых машинах; в центре, отдельно от всего, — консоль в виде прямоугольника со скругленными углами. Приоритет безоговорочно отдан окружностям. Это все приборы, дефлекторы системы климат-контроля, ступица руля, разные ручки и переключатели. Дизайнеры, работавшие над передней панелью салона, удачно соединили требования стиля и эргономики. Я с легкостью дотягивался до любого переключателя и органа управления. Четырехспицевое рулевое колесо, обтянутое кожеподобным материалом, оказалось в меру пухлым и небольшим по диаметру. Оно удобно ложилось в руки, а пальцам было за что зацепиться благодаря выемкам на задней стороне руля.
Будучи по натуре человеком романтичным и даже мечтательным, автор этих строк мог бы написать о руле целую главу. Вот только место под это шеф-редактор “МКмобиля” все равно не даст. Так что замечу лишь, что “штурвал” в PT Cruiser — это произведение искусства. Его кожа мягче, чем у самой обласканной соляриями и кремами женщины, и почти при каждом к нему прикосновении впадаешь чуть ли не в нирвану. Такого ощущения не испытываешь, даже садясь за руль машин стоимостью под $150000. И не будем больше об этом.
Посадка в автомобильчик не менее расслабляюща, чем прикосновение к “эротическому” рулю. Этому способствуют прежде всего высокая линия дверей, их ширина, низкие порожки, а также большое, даже очень большое расстояние между креслом и передней панелью. Регулировка передних кресел проста. Рычажок сбоку наклоняет спинку, тяга спереди внизу перемещает сиденье по продольной оси. Водительское к тому же “одарено” электрической регулировкой по высоте. Именно она и спасла пошатнувшуюся было репутацию PT Cruiser в плане комфорта. Ткань обивки диванов хоть и не баловала веселенькой расцветочкой, но выглядела не скучно и крепко держала тело в поворотах. Кресла оказались одновременно мягкими, как у “американцев” или “французов”, и упругими, как у спортивных “немцев”. Проектировщики явно заложили в конструкцию подушек материал с разным коэффициентом упругости. За все время поездок я, кажется, так ни разу и не поерзал: сидел как влитой.
Единственное, в чем, на мой взгляд, переборщили дизайнеры — так это в сочетании кожи и замши. Кожа — как на лайковых перчатках, а вот замша в наших условиях довольно быстро станет грязной.
Привлекли мое внимание несколько забавных мелочей. Во-первых, это монетницы. Нашему человеку они не нужны — монет нет, а в остальном мире без них никак: за парковку плати, за проезд через мост давай, дороги платные и т.п. Так вот, в PT Cruiser этих полукруглых выемок перед селектором КП столько, что хватит на год безаварийной езды и останется еще “детям на мороженое и бабе на цветы”. Причем российские монеты в них либо не влазят, либо болтаются. Второй курьезик — пепельница. Она сделана в виде стаканчика с крышечкой и вставляется в гнезда подстаканников (сейчас такие стоят чуть ли не в каждой американской и японской машине). Я так и не понял: это все заморочено, чтобы отбить охоту к курению, или для удобства задних пассажиров? Прикуривателя вообще нет. И наконец, сильно удивила система, регулирующая направление потока воздуха из вентиляции. Она выполнена в виде воронок на ручках и, кажется, болтается в воздухе, выглядя как угодно, но только не как механизм для регулирования воздушных потоков.
Что особо не понравилось, так это обзорность назад. Если через боковые зеркала можно еще что-то разглядеть, то через узенькое стекло пятой двери, поверх трех подголовников, — практически ничего. Немногим лучше и с задними боковыми стойками и оконцами. Поворачивать, сдавая назад, — себе дороже, головой вертеть бесполезно, ориентироваться следует только по зеркалам. А вот тишина в салоне порадовала. Шум ветра, работа ходовой и двигателя остаются за бортом. Короче говоря, музыку можно было слушать тихую, создающую особую атмосферу в салоне. Панель магнитолы с CD-плейером с зелененькой подсветкой позаимствована от Chrysler 300М. Стильно, удобно, практично. Но климат-контроль на панели отсутствует. За эти деньги-то...
“Если он такой хот-родистый, то и летать должен что оглашенный”, — подумал я, выезжая на свободное шоссе. Педаль в пол, прошло полсекунды, секунда, мотор плавно набирал обороты, а вот и он — момент кикдауна. Двигатель буквально взревел! Да так резко, что я даже вздрогнул, не успев приготовиться. Такого забойного звука давно не слышал. Как-то привык, что после щелчка кикдауна проходит как минимум секунда, а тут — мгновенная реакция. PT Cruiser визгнул шиной по пятну засохшей дорожной краски и рванулся вперед. Нет, конечно, это не Viper, и машина не разогналась до сотни за три секунды, но от основного потока я оторвался так далеко, что привлек внимание двух гаишников, дремавших в “девятке” у перекрестка. Один открыл дверь, удивленно посмотрел на необычный автомобиль и позвал второго. Я состроил беззаботную мину и помахал блюстителям дорожной дисциплины рукой, плавненько так притормаживая, пытаясь сбросить скорость хотя бы до восьмидесяти. Эти ребята понимали толк в “крюзерах”, потому что они не только не остановили меня, а залезли в свою машину, догнали на следующем перекрестке, заехали слева, справа, поравнялись, и тот, что слева, показал большой палец, а тот, что за рулем, широко улыбнулся. Поскольку я в этот момент подсчитывал, хватит ли на штраф, моя ответная улыбка вышла кривоватой. Итог следующий: дай посмотреть машинку — и ты свободен.
Первые пару разворотов я прошел нарочито плавно, вслушиваясь в работу усилителя рулевого механизма и подвески. Затем, немного раскачав машинку в пологой змейке, резко довернул, заставив передние колеса сорваться в скольжение. Запросто! Причем сделал это Chrysler без лишних движений, как по команде. Противобуксовочную систему я, разумеется, загодя отключил. Сбросил немного газ — PT Cruiser “встал на все колеса”, чуть добавил — и он снова скользит, но совсем чуть-чуть, как бы заигрывая с водителем. А вот мы сейчас что-нибудь экстремальное “заложим”... Еще раз вспомнил добрым словом проектировщиков кресел. Я даже не наклонился. Если только чуть-чуть. Короче говоря, после недолгой тренировки на PT Cruiser можно выезжать на соревнования по спортивному маневрированию, и для города маневренности хватит с лихвой. Не понравилось только, что при “клевках” вниз передним спойлером запросто можно задеть даже минимальное по высоте препятствие.
Сегодня у PT Cruiser только два, на мой взгляд, идейных конкурента: серийный New Beetle и завсегдатай салонов всех континентов Ford Thunderbird. Та же идея, те же стильные линии. Вот только непрактичные они. В New Beetle поместятся двое взрослых и двое маленьких некапризных детей, да еще пара теннисных ракеток в багажник. В Thunderbird, по-моему, вообще ничего, кроме владельца, не войдет. Зато в PT Cruiser можно всунуть четырех приятелей и пива на всех. Или одного приятеля и два велосипеда, или несколько чемоданов, или телевизор, стремянку и фикус одновременно. Вот вам и концепт-кар! Фургон какой-то! Впрочем, вместимостью сейчас никого не удивишь, а вот приспособляемостью — еще можно.
Грузовой отсек имеет объем 1820 литров. Там ровный пол и много приспособлений для крепления багажа. Например, перед ручками над задними дверями есть отверстия для установки сетки, в полу — проушины. Второй ряд кресел можно сложить целиком или в пропорции 1:2. Спинка штурманского кресла также пойдет в дело. Либо в качестве столика, либо — в сложенном виде — для размещения длинномерного груза. Полка багажного отсека, объем которого в обычном виде составляет 538 литров, может крепиться в специальных гнездах на трех уровнях и даже вертикально у спинки сиденья. Или на улице, в качестве столика для перекуса “а-ля фуршет” всем экипажем. Примечательно, что в среднем положении полка образует с откинутой спинкой совершенно ровную поверхность.
Много места в салоне отдано бардачкам и карманчикам. Сдвоенные подстаканники снабжены захватом для стаканов. Кроме того, в задние можно положить компакт-диски или кассеты. В дверях — перфорированные карманы для карт и прочего плоского. Сетки на спинках передних кресел предназначены для всякой нетяжелой дорожной мелочи.
Итак, с одной стороны — стильный автомобиль, почти не имеющий равных в мире по дизайну и вызывающий всеобщие восторги (в Москве обладательницами PT Cruiser является “стрелка” Радистка Кэт и Алена Свиридова, творящая дела в “Гареме”). С другой — достаточно слабые продажи в Европе, вследствие чего приходится закрывать завод в Граце (из Европы возить машины в США так же невыгодно, как и наоборот) и расширять производство в мексиканском Толуока.
И наконец, самая печальная новость для Chrysler. Дизайнер этого чудо-автомобильчика Брайан Несбитт перешел работать в “General Motors” и будет творить отныне новые облики Chevrolet. А ведь именно он, по словам автоспециалистов, — чуть ли не самое громкое имя в автодизайне ХХ века.
Chrysler PT Cruiser
Рабочий объем двигателя (см3) 1996
Газораспределительный
механизм DOHC,
16 клапанов
Максимальная мощность (л.с.) 141
Емкость бака (л) 57 (А-92)
Шины P205/55 R 16
Габариты: (мм)
длина 4288
ширина 1705
высота 1600
Дорожный просвет (мм) 140
Масса (кг) 1410
Тормоза:
передние дисковые,
задние барабанные
Максимальная скорость (км/ч) 170
Расход топлива средний (л/100 км) 12,1
Время разгона до 100 км/ч (с) 13,4