С января по октябрь на дорогах Подмосковья зарегистрировано 9602 ДТП, в которых погибло 2028 и ранено 11389 человек. Ежедневно в автомобильных авариях здесь лишаются жизни пять и более человек. По сравнению с прошлым годом аварийность несколько возросла. Почему? Ответы на этот и многие другие волнующие всех водителей вопросы корреспондент “МКмобиля” Алексей ДЕВИН получил в эксклюзивном интервью с начальником Управления ГИБДД ГУВД Московской области генерал-майором милиции Борисом ФАДЕЕВЫМ.
Закончилось лето, ГИБДД подвела итоги работы за первые девять месяцев этого года. В Московской области, как и во многих других регионах России, зафиксирован рост основных показателей аварийности. Чем это можно объяснить?
— С конца апреля, когда миллионы москвичей открывают дачный сезон, в выходные дни число машин, направляющихся из столицы в Подмосковье и в обратном направлении, увеличивается. Естественно, в такие дни мы основное внимание уделяли регулированию потока на головных участках шоссе, особенно федеральных трасс. Правда, минувшим летом мы впервые за долгие годы столкнулись с широкомасштабными лесными пожарами, что не могло не отразиться на нашей работе. Перед нами стояла задача обеспечивать подъезд пожарной спецтехники к местам возгорания. Занимались мы и менее серьезными, но тоже важными проблемами. Например, организацией движения в дни аэрошоу в Домодедове и рок-фестиваля “Нашествие” в Раменском.
Бесспорно, дорожное движение в летний период имеет свои особенности. Однако на дорогах для нас не важно, какое время года. Количество машин в целом меняется незначительно. Многие москвичи уже постоянно проживают в Подмосковье вне зависимости от сезона. Еще больше жителей области ежедневно ездят в город на работу и обратно.
Что касается роста аварийности, то причин этого явления несколько. В первую очередь — повышение плотности транспортного потока и рост автопарка. Ежегодно только в области число зарегистрированных машин растет на 2,5—3 процента. Плюс еще столько же, если не больше, в столице. В дачный сезон значительно увеличивается интенсивность дорожного движения. Так, в субботу-всокресенье население Наро-Фоминского района вырастает на 300 тысяч человек. С развитием в стране автомобильного сообщения становится больше и автомобилей, следующих через Московский регион транзитом из других субъектов Федерации. Причем значительная часть наших магистралей давно исчерпала свою пропускную способность. Среди них такие важные федеральные трассы, как Горьковское, Ленинградское, Минское и Ярославское шоссе. Несмотря ни на что, ситуацию ГИБДД держит под контролем.
Мы организуем ежедневную работу по обеспечению безопасности движения, используя такие формы, как топографический анализ ДТП, профилактику очагов аварийности. Есть и субъективные факторы, влияющие на безопасность наших дорог. Скажем, недисциплинированность водителей — их неуважение друг к другу, игнорирование ПДД. С другой стороны, дороги стали лучше, как следствие, возросли скорости, а сознание участников движения осталось на прежнем уровне.
— Неужели риск попасть в аварию в пробке выше, чем на современном скоростном автобане?
— Я имел в виду несколько другое. Возьмем, например, Горьковское шоссе. Дорога проходит по крупному подмосковному городу Балашиха. Ленинградка проложена через Химки, Солнечногорск и Клин. Ярославка — через Мытищи. Здесь виновниками аварий в значительной степени становятся недисциплинированные пешеходы, перебегающие трассы в неположенном месте. Но мы же не можем сделать под магистралью сплошной подземный переход. Естественно, различных аварий в данных районах регистрируют особенно много. Области не хватает трасс наподобие “Дона”, расположенных в стороне от населенных пунктов. Конечно, на подобных скоростных транспортных артериях чаще случаются ДТП с тяжелыми последствиями, но в целом их меньше, чем на привычных шоссе.
Кроме того, 80% стоящих на учете автомобилей — отечественного производства. В подавляющем большинстве случаев они не оснащены пассивной системой безопасности. Не забывайте и о водительской дисциплине, сейчас оставляющей желать лучшего. Об этом свидетельствует и статистика. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года мы зарегистрировали почти в два раза больше ДТП с виновником, скрывшимся с места происшествия. Выросло и число автомобилистов, привлеченных к ответственности за превышение скорости. Лихачей не останавливает даже новый КоАП РФ, предусматривающий более строгие наказания, вплоть до лишения прав, за данное нарушение ПДД, если скорость превышена на 60 и более км/ч. Скорее всего любители быстрой езды с этими положениями незнакомы.
— С вами нельзя не согласиться. Ездить сейчас стали хуже, чем всего пару лет назад, но почему?
— Один из важных факторов — подготовка водителей. Мы собираемся поднять эту тему на ближайшем заседании областной комиссии по безопасности движения. Ее возглавляет первый заместитель председателя правительства Подмосковья Василий Голубев. Известно, что значительное число аварий совершают автомобилисты со стажем вождения менее одного года. Потом, сейчас за рулем мощных современных авто много молодежи. Но у некоторых молодых людей психика еще не сформировалась окончательно, и в 18 лет не каждый понимает, что управляет средством повышенной опасности.
— Вы собираетесь вносить какие-либо предложения по подготовке водителей? Между тем на областном уровне сложно что-либо сделать, а вопросы лицензирования автошкол относятся к ведению Министерства образования.
— Я пока не готов сказать, каким именно образом мы собираемся изменять ситуацию. Усилен контроль за выпускниками автошкол на экзаменах в ГИБДД. К сожалению, как вы заметили, деятельность курсов вождения регламентируется Министерством образования, и повлиять непосредственно на их администрацию и программу обучения мы не можем. Хотя считаем, что как минимум школам надо улучшать свою материально-техническую базу. В основном, ездить учат на отечественных заднеприводных автомобилях. Инструкторам следовало бы больше внимания уделять культуре вождения
— Но ведь не в одних водителях дело...
— Действительно, другой способ переломить непростую обстановку на шоссе — усиление надзора за дорожными организациями. Сейчас при оформлении аварий инспектора больше внимания уделяют так называемому дорожному фактору и указывают состояние проезжей части в протоколе и других документах. Бесспорно, степень его влияния на возникновение аварийной ситуации и последующего столкновения можно установить только с помощью экспертизы. Тем не менее, по статистике, этот фактор присутствует в 40% всех регистрируемых в области ДТП. Например, отсутствие освещения на шоссе реально повышает риск попасть в происшествие. В результате наши сотрудники стали выдавать гораздо больше предписаний должностным лицам, чем раньше. В этом году мы наказали более 3,5 тысячи руководителей коммунальных служб и пяти тысяч организаций.
— Все ли ваши предписания выполняются? Порой кажется, что дорожникам проще и дешевле заплатить штраф, чем починить или установить мачты освещения вдоль трассы или заделать многочисленные выбоины на каком-либо участке шоссе.
— На самом деле все обстоит не так уж плохо. У надзирающих органов, к которым относится не только ГИБДД, достаточно рычагов, чтобы заставить дорожников выполнять выданные им предписания. Другое дело, что они должны быть экономически обоснованы. Если же объективно оценивать ситуацию, то вы согласитесь, что за последние пару лет дороги в Московской области стали лучше во всех отношениях: состояние проезжей части, разметки, обеспечение необходимыми знаками и информационными указателями. Нисколько не умаляю заслуг наших дорожников. Они понимают наши требования (к тому же они, согласитесь, продиктованы самой жизнью), но, чтобы решить все проблемы, необходимо достаточное финансирование, а его в нужном объеме как раз и нет.
Самый острый вопрос сейчас — освещение транспортных артерий. Если головные участки трасс фонарями более-менее оснащены, то вскоре после московской границы начинается “царство тьмы”. Недавно наша дорожная инспекция организовала несколько проверок на самых оживленных дорогах и подготовила соответствующие предписания. Судить об эффективности этой работы с дорожниками можно по Ленинградке. В этом году уже почти во всех населенных пунктах, через которые шоссе проходит по территории Московской области, сделано наружное освещение. На 17-м км узкой Минки сделали надземный пешеходный переход и поставили разделительный барьер между потоками.
— Первого июля вступил в силу новый Административный кодекс РФ. С какими трудностями столкнулась областная ГИБДД при работе с документом?
— Я считаю, что в подразделениях УГИБДД неплохо подготовились к работе по новому кодексу. Проводились совещания, беседы, лекции, инструктажи. Надо отдать должное отделу административной практики и дознания Главного управления ГИБДД МВД РФ, который здорово помог нам с организационно-методическим обеспечением подготовительной работы во время изучения личным составом КоАП РФ. Главные проблемы — пока, кстати, неразрешенные — отсутствие постановления правительства России, регламентирующего порядок медицинского освидетельствования на состояние опьянения и задержания транспортных средств. В результате сейчас на оформление материалов на одного нетрезвого водителя уходит несколько часов.
— Я знаю, что в столичном Управлении ГИБДД недовольны мягкостью судейских решений по делам о лишении прав. Как вы оцениваете взаимодействие областной Госавтоинспекции с судьями?
— Мы работаем с судьями слишком мало, чтобы делать какие-либо выводы. Жизнь покажет, прав ли был тот или иной служитель Фемиды, который, вместо того чтобы лишить водителя прав, решил ограничиться штрафом. Если тот же автомобилист спустя короткое время после суда опять попадется на грубом нарушении ПДД или совершит аварию, то тогда мы сможем сказать, что в данном случае судья вынес чересчур мягкое постановление. Есть и другой момент. Допустим, за те или иные проступки лишились права управления десять тысяч человек. Однако в таком плотном транспортном потоке большинство из них сможет безнаказанно ездить довольно длительное время. Спросите любого шофера, соблюдающего Правила, сколько раз за месяц его останавливают даже для проверки документов наши инспектора? Ответ очевиден. Главное — это не отобрать “корочку”, а проследить за тем, чтобы наказание не стало формальным. Недавно руководство областной Госавтоинспекции встречалось с главным подмосковным наркологом, и, я думаю, ситуация должна измениться в лучшую сторону.
— В некоторых российских регионах ощущается острая нехватка лицензированных наркологов. Как обстоят с этим дела в Московской области? Ведь регион огромный и расстояния здесь большие.
— Врачи-наркологи содержатся за счет местного бюджета, а не средств ГИБДД. Лицензирование осуществляют специалисты Минздрава. Я бы не стал говорить, что в области достаточно медиков, имеющих право проводить освидетельствование на состояние опьянения. Тем не менее в каждом районе Подмосковья есть хотя бы один круглосуточный лицензированный медпункт. С другой стороны, например, задерживается нетрезвый водитель в Звенигороде, а везти его на процедуру необходимо в Одинцово. Разумеется, будет неплохо, если свой уполномоченный врач появится и в Звенигороде, но, как я уже сказал, все зависит от составителей районных бюджетов. Многое зависит от правительственного постановления, но пока неизвестно, когда оно будет принято. Хотя эта проблема в Московской области стоит не так остро, как в других регионах России.
— Сколько автомобилей сейчас зарегистрировано в Московской области?
— На учете в подмосковных МРЭО стоит более 1,6 млн. транспортных средств. Из них около 1,2 млн. — легковые автомобили. Остальные — грузовики, автобусов зарегистрировано порядка 26 тыс. Примечательно, что нам удалось избавиться от очередей в регистрационных подразделениях. Сейчас любого автовладельца, обратившегося к нам, должны обслужить в тот же самый день, пусть сотруднику ГИБДД придется и задержаться на работе. Кроме того, инспектора в РЭО в случае необходимости начинают осматривать машины за полчаса-час до официального открытия, чтобы к девяти уже было возможно начать оформление документов сразу на несколько транспортных средств.
— Как вы оцениваете состояние областного автобусного парка?
— В конце сентября завершилась общероссийская профилактическая цоперация “Автобус”. Ее итоги по Московской области будут подведены к 15 октября. Поводом для этого мероприятия стал резкий рост аварийности на пассажирском транспорте, отмеченный в 2002 году. Подмосковье в данном случае — не исключение. Около 40% местных автобусов эксплуатируется уже более 10 лет. Негативная тенденция старения парка усугубляется отсутствием должного технического обслуживания и несвоевременным предоставлением автобусов на ТО.
— Разве только техническое состояние автобусов является причиной роста аварийности?
— Ни в коем случае. К ДТП в первую очередь приводят действия водителя, принявшего неверное решение. Хотя состояние областного парка пассажирского транспорта также внушает тревогу. Не зря в постановлении правительства России №880, регламентирующего порядок проведения техосмотра, говорится о том, что автобусы должны проходить ТО с применением средств технической диагностики. В настоящий момент в Московской области каждый четвертый автомобиль подвергается диагностике при техосмотре. А к концу года все машины, используемые в Подмосковье для перевозки пассажиров , при ТО будут проверяться с помощью диагностического оборудования.