Не дают покоя автозаводу зарубежные конкуренты. Поэтому-то его руководство в очередной раз решило удивить доверчивых россиян — предприятие с 1 декабря предоставило на все свои модели... двухлетнюю гарантию. Хотя известно, что и с традиционной годовой (как, впрочем, и с выпуском качественной продукции) завод явно не справляется.
Похоже, что на этот шаг волжский автогигант сподвигнул кризис перепроизводства (напомним, на торговых площадках, по мнению некоторых экспертов, скопилось около 75 тыс. непроданных автомобилей). За ним могут последовать и другие, более эффективные. Как рассказал “МКмобилю” один из вазовских дилеров, на столах начальников автозавода уже лежит документ, в котором рекомендовано снизить отпускные цены на автомобили. К примеру, на самое дорогое “десятое” семейство скидка составит 15 тыс. рублей. Сие радостное событие должно было случиться 1 декабря. Однако на всякий случай руководство АвтоВАЗа решило повременить, и дело перенесли на 1 января 2003 года. Кроме того, для всех дилеров вводится единая торговая надбавка — максимум 3% (еще недавно предполагалось 4,5%). Что, соответственно, тоже играет на понижение розничной цены автомобилей.
Как на автозаводе комментируют нововведения? Весьма обтекаемо. Председатель Совета директоров ОАО “АвтоВАЗ” Владимир Каданников заявил, что продление гарантии на автомобиль до двух лет потребует дополнительных затрат, а также одновременно ставит перед предприятием задачу по улучшению качества собираемых машин.
К сожалению, гарантийный пробег для всех моделей ВАЗов остался прежним — 30 тыс. километров. Но что дает автовладельцам увеличение сроков? Как известно, в столичные сервис-центры ВАЗа для ремонта по гарантии автовладельцам необходимо записываться заранее. Совсем как в приснопамятные времена. Дефицит запчастей (это в наше-то время!), видимо, тоже родом оттуда. Например, чтобы заменить моторчик стеклоочистителя на “девятке”, автовладельцу придется потерпеть не менее двух недель. Причем старый на сервисе заберут. А вот ожидание детали для коробки передач “десятки” растянется на полтора месяца!
По всей видимости, новые гарантийные сроки приведут к очередям на обслуживание автомобилей и сильно осложнят жизнь их владельцам. Кстати, “продленка” распространяется исключительно на автомобили, купленные после 1 декабря нынешнего года. Что делать тем, кто приобрел машины 30, скажем, ноября? Выход один: многие московские дилеры давно предлагают свою собственную гарантию, которая на порядок лучше заводской.
Если у ВАЗа собственная гарантия только видимость и основную нагрузку по гарантийному ремонту в Москве несут официальные дилеры, мы имеем полное право спросить — кому нужна такая услуга?
Спрос на автомобили в конце каждого года падает. Снег, предновогодние траты, отложенная до весны покупка машины... Такие вот доводы.
Волжский автомобильный завод — не исключение. Не так давно он останавливал конвейер. Может быть, для профилактики промышленного оборудования. Хотя, будь в эти месяцы повышенный спрос на “Лады”, эти работы велись бы в ночную смену или по воскресеньям...
Посмотрим на ситуацию с другой стороны. Со стороны площадки готовой продукции. Там — море машин. Дилеры ВАЗа не очень стремятся заказывать товар. Причины? О них уже сказано выше. И, наверное, руководство ВАЗа не могло не поддаться искушению увеличить срок гарантии на свои автомобили. Поступили как все, как все, как все...
Многие передовые зарубежные фирмы дают трехлетнюю гарантию на свои машины. В пересчете на пробег это около ста тысяч километров. ВАЗ хочет идти с ними — если не в ногу, то несколько вслед. Чего добивается ВАЗ? Хочет стимулировать спрос или симулировать его? Вряд ли дилеры завода смогут справиться с возросшим объемом работ по гарантии. Конечно, если они станут всерьез относиться к решению о двухгодичном сроке. Всерьез — это потому, что российский автомобилист давно знаком с практикой гарантийного ремонта. Ремонта, сделанного наспех. Она сводится к тезису “сам дурак”. Так было. Но надеемся, что дилеры ВАЗа свято станут выполнять гарантийные обязательства, хотя сделать это чрезвычайно трудно.
“Чрезвычайно трудно” — потому, что в своей основе производственное оборудование завода, поставленное итальянскими фирмами в 1970 году, соответственно имеет от роду три десятилетия. Да, оно частично обновлялось, частично ремонтировалось. Тем не менее качество автомобилей из-за износа станочного парка падало. В этом убеждаешься, сравнивая машины начала 70-х годов выпуска с нынешними.
Все помнят ГАЗ-21 — автомобиль, который выделялся среди отечественных моделей не только совершенством конструкции, высокой прочностью, но и высоким качеством. Поэтому “Волги” экспортировались даже в Англию. Можно ли было этого добиться, если бы ГАЗ в 1960 году все еще использовал оборудование, которое получил от Форда за тридцать лет до этого?.. Нет. Новая технология, примененная для “Волги”, потребовала нового оборудования. Это к слову. Не забудем о возрасте станков на ВАЗе. И поэтому возникают серьезные опасения, смогут ли дилеры и СТО ВАЗа ремонтировать свою продукцию по гарантийным срокам, обозначенным в два (!) года...