2140

Черное на желтом

Перевозка пассажиров — дело опасное и ответственное. Едущим в такси, маршрутке или автобусе очень хочется верить, что их водители — профессионалы, без вредных привычек и с хорошим здоровьем.
Поделиться

Никто не сомневается, что перевозка пассажиров — дело опасное и очень ответственное. Едущим в такси, маршрутке или автобусе очень хочется верить, что их водители — профессионалы, без вредных привычек и с хорошим здоровьем.

Однако в реальности все совсем не так. На столичных улицах чуть более 3 тысяч официальных такси и около 40 тысяч “бомбил”, половина из которых — приезжие. И чем быстрее парк рейсовых автобусов приходит в негодность, тем больше в городе процветает бизнес частных маршруток. С последними вообще беда. Как правило, небольшой парк пассажирских

“ГАЗелей” принадлежит одному хозяину. Стремясь получить максимальную прибыль, он сажает за руль кого попало, лишь бы с “правами”, не особо утруждая себя заботой о безопасности пассажиров. В свою очередь, водители думают только о том, как заработать и сделать побольше рейсов. Ведь хозяину нужно отдать фиксированную сумму, а остаток и есть прибыль водилы за вычетом на бензин и ремонт машины. Москвичи редко идут на такую работу, зато приезжие, не ориентирующиеся в особенностях столичного движения, а порой просто плохо водящие машину и не знающие ПДД, выстраивают очереди. Отсюда и раздолбанные “ГАЗели”, и несанкционированные дополнительные места, и нарушения Правил, и жуткие аварии.

Право на безопасность

Во властных структурах об этом знают и пытаются “сломать” существующее положение вещей. Так, в ноябре 2001 года в ГОСТ Р 50577-93 “Знаки государственные регистрационные транспортных средств” были внесены некоторые изменения. В частности, введен новый тип номеров 1Б “для легковых автомобилей, используемых для перевозки пассажиров на коммерческой основе, автобусов, грузовых автомобилей, оборудованных для перевозок более восьми человек (кроме случаев, когда указанные перевозки осуществляются для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)”.

Суть новых номеров не в сочетании букв и цифр, а в цвете — он желтый. (Кстати, этот же ГОСТ узаконил и синие милицейские номера.) Раньше желтые номера выдавались автомобилям “юридических лиц, граждан иностранных государств и лицам без гражданства”, если они учреждали на российской земле СП с участием иностранного капитала. С принятием нового ГОСТа желтые номера им выдавать перестали. К счастью, наступили на дворе такие времена, что о принудительной замене номеров уже никто и не мыслит. Очевидно, ГАИ хватило конфликтов еще в 1993–1994 годах, когда в массовом и неорганизованном порядке пытались заставить водителей менять “старые” номера на “новые” с кодом региона, а впоследствии и с флажком. В течение этого года фактически прекратят существование желтые номера на автомобилях СП. Это процесс естественного вымирания. Во-первых, с 2001 года машинам этих предприятий при регистрации выдают обычные, белые номера. Во-вторых, в нашей действительности СП долго не живут: меняются форма собственности, владелец или юридический адрес. В любом случае (не говоря уж о внесении изменений в узлы и агрегаты) автомобилям приходится проходить перерегистрацию. Тут-то их и ждет дяденька в погонах и новыми номерами.

Желтая метка

В августе 2001 года был принят федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”. В нем к этой деятельности отнесены любые перевозки пассажиров на коммерческой основе на легковом, грузовом транспорте и автобусах, оборудованных для собирания денег с восьми и более пассажиров. В июле прошлого года Минтранс выпустил приказ № 92 “О лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом”, где утверждены новые формы лицензионных бланков и карточек. Теперь любой желающий зарабатывать на извозе может обратиться в транспортную инспекцию и получить лицензию на перевозку пассажиров.

В принципе тем частникам, кто занимается пассажирскими перевозками, выгодно перерегистрировать машину и получить желтые номера. С ними ведь можно и на извозе зарабатывать, и по личным делам кататься. А если “вычислят”, что водитель возит пассажиров на машине с обычными, белыми номерами и не имеет лицензии, то ему будет светить срок за незаконное предпринимательство. Напомним, что лицензию проверяют только работники транспортной инспекции, а не гаишники. Здесь сложность в том, что автомобиль будут регистрировать только на срок действия лицензии. Но есть еще, как говорится, нюанс. По неофициально подтвержденным данным, сотрудники ГАИ станут весьма лояльными к автомобилям с желтыми номерами, начнут выделять их в потоке и попытаются обеспечить беспрепятственный проезд. Это понятно: ведь автомобиль везет много людей (в отличие от обычных легковушек, где с комфортом расположился один водитель) и дорожные эксцессы с ним нежелательны.

Разумеется, владельцы тех маршруток, которые сейчас с ветерком возят пассажиров, могут и не торопиться с визитом в ГАИ. Но все равно максимум через год им придется это сделать — просто “ГАЗели” при таком режиме эксплуатации больше двух лет не работают: коммерсанту дешевле купить новую, чем тратиться на ремонт старой. Что касается “государственных” таксистов, то они меняют номера постепенно, организованно и по команде. А вот с городским автобусным транспортом проблемы: они не столь богаты, как такси, и номера им будут менять по мере выделения городом денег.

Разумеется, окончательный выбор, как безопасно перенести свою жизнь из пункта А в пункт В, остается за пассажирами. Однако они могут обоснованно надеяться, что если их везет автомобиль с желтыми номерами, то водитель и транспорт под контролем ГАИ и транспортной инспекции. Последняя обещает безжалостно лишать (а равно больше не выдавать лицензии на пассажирские перевозки ) водителей, виновных в ДТП и нарушении условий перевозки, лицензии. Это и пресловутые дополнительные места, и отсутствие огнетушителей, и даже грязь в салоне. Конечно, до всех машин у инспекции руки не дойдут. Но теперь пассажиры сами могут фактически регулировать рынок перевозок: пожаловаться в инспекцию, та проверит и лишит водителя, а то и весь частный парк лицензии. Когда на их место (и очень скоро) придут новые желающие хорошо заработать, они уже не повторят ошибки предшественников.