Плюрализму в науке положен конец.Отныне все, что имеет отношение к разработке автомобилей, их узлов и агрегатов, будет разрабатываться в одном едином центре — НАМИ. Флагман поглотит НИЦИАМТ, Гипроавтопром, НИИ автотракторных материалов, НИИ автомобильной электроники. Так распорядилось Минпромнауки. Только вот польза от этого решения более чем сомнительна.
В начале года (“МКмобиль” №5/2003) мы опубликовали интервью нашего корреспондента Елены НОВИКОВОЙ с заместителем министра промышленности, науки и технологий России Сергеем МИТИНЫМ. Интервью имело большой резонанс среди ведущих специалистов автомобильной отрасли.
В дискуссию прежде всего пожелал вступить НИЦИАМТ — Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники, больше известный как Дмитровский полигон. Дело в том, что, по словам г-на Митина, этот центр прекратил существование как научно-исследовательская организация, не способная самостоятельно выполнять крупную работу для нашего автопрома. Полигон счел оскорбительным такое заявление своего начальства. Как же так, само министерство и выдало ему “Свидетельство о государственной аккредитации научной организации”, полгода всего прошло. Уже забыли...
Испытатели возмутились. Министр назвал процесс испытаний “вжик-прокатились”. Они же там не только катаются, машины бьют, но и методики испытаний разрабатывают, в том числе ускоренных. И импортные автомобили адаптируют российским условиям.
Зарплата невелика, зато вовремя. А деньги вкладываются в том числе в новое оборудование. Налоги в бюджет Дмитровского района Московской области поступают исправно. В поселках, что стоят рядом с НИЦИАМТ, проживают 2500 человек — немало. А после реорганизации все деньги пойдут в Москву.
Кстати, Министерство по антимонопольной политике проект объединения автомобильных НИИ не утверждало, так как на согласование к нему ничего не поступало. А по закону должно было бы. Так что пока распоряжение № 684-Р от 20 марта 2002 г. об объединении незаконно, утверждают в Дмитрове.
Возражать против потери самостоятельности у полигона есть основания хотя бы потому, что в Федеральном Законе “О сертификации продукции и услуг” процедура проводится организацией, независимой от изготовителя. До 2005 года НИЦИАМТ аккредитован Госстандартом РФ как технически компетентный и независимый испытательный центр.
Президент Российской академии наук Ю.Осипов в письме к министру И.Клебанову упоминает, что это единственная в Восточной Европе техническая служба, способная проводить испытания по 66 правилам ЕЭК ООН. Присоединение к НАМИ автоматически лишает НИЦИАМТ аккредитации. Испытания автомобилей на соответствие международным правилам придется проводить за границей. Посчитайте время и деньги.
...Наши автозаводы — основные и постоянные потребители испытательных услуг НИЦИАМТ. В настоящее время это крупнейшая в Европе и единственная в России и странах СНГ независимая от разработчика, производителя и потребителя полномасштабная, оснащенная современным оборудованием, юридически самостоятельная испытательная служба в автомобильной отрасли.
Пользуясь сертификационными документами НИЦИАМТ, автопроизводители России экспортируют свою продукцию более чем в 30 стран мира. Потеря этим центром юридического статуса вызовет недоверие иностранных партнеров и послужит препятствием к экспорту отечественных автомобилей. Неужели власти именно этого и добиваются?