3157

Пост ДПС №1

Охотный Ряд, Театральный проезд, Новая и Старая площади, Москворецкая и Кремлевская набережные, Боровицкая площадь и Моховая улица — "кремлевское кольцо." Как и другие столичные кольцевые дороги, оно обслуживается отдельным подразделением ДПС. С его командиром, полковником милиции Владимиром ТОМЧАКОМ, встретился корреспондент “МКмобиля” Алексей ДЕВИН.
Поделиться

Охотный Ряд, Театральный проезд, Новая и Старая площади, Китайгородский проезд, Москворецкая и Кремлевская набережные, Боровицкая площадь и Моховая улица — так называемое кремлевское кольцо. Как и другие столичные кольцевые дороги, оно обслуживается отдельным подразделением ДПС.

С его командиром, полковником милиции Владимиром ТОМЧАКОМ, встретился корреспондент “МКмобиля” Алексей ДЕВИН.

— Возглавляемый вами 4-й отдел ДПС на спецтрассе УГИБДД ГУВД Москвы считается уникальным подразделением в составе столичной госавтоинспекции. Почему?

— Наш отдел обслуживает объекты государственной важности: Кремль, Государственную думу РФ, Администрацию Президента России и мэрию Москвы. Кроме того, так называемое кремлевское кольцо — первую из внутригородских кольцевых дорог. Кремль, являющийся резиденцией главы государства, часто посещают иностранные делегации. В зоне нашей ответственности периодически проводятся массовые мероприятия: митинги, шествия, концерты и народные гулянья. Под Новый год центр Москвы наводняют дети, приглашенные на елки в Кремлевский дворец, Колонный зал Дома союзов и Большой театр. На масленичную неделю торжества ежедневно посещали от трех до пяти тысяч человек.

Не за горами предвыборная кампания и весенние праздники. Общественная активность политических движений возрастет. А ведь каждая партия хочет продемонстрировать свою многочисленность и сплоченность. Обычно они собирают своих сторонников на Васильевском спуске и Театральной площади. На площади Революции традиционно проводятся спортивные игры: соревнования по стритболу (уличный аналог баскетбола. — Ред.), матчи по мини-футболу. Естественно, 4-й отдел ДПС на спецтрассе обеспечивает безопасность и бесперебойность движения во время всех этих акций. Наконец, нашим сотрудникам приходится чаще, чем инспекторам других подразделений ДПС, сталкиваться с иностранными туристами и помогать им.

— Когда был организован 4-й отдел ДПС?

— Подразделение создано 15 января 1955 года, но в то время оно называлось 2-м отделом ДПС. В 1969 году девяти московским проспектам и шоссе присвоили статус спецтрасс. Одной из них стало кремлевское кольцо. В августе того же года 4-й отдел сформировали в том виде, в котором он с некоторыми изменениями просуществовал до наших дней. Его возглавил Никита Кириллович Шоботенко.

— Тот факт, что за все время существования отдела у него было только четыре начальника, объясняется спецификой вашей работы?

— Не только этим. В первую очередь руководители добросовестно выполняли свои обязанности. Никита Кириллович, например, возглавлял подразделение 16 лет — до 1985 года.

— По роду службы вам, наверное, приходится часто взаимодействовать со спецслужбами. Тяжело дается такое сотрудничество?

— Вовсе нет. Между ГИБДД и спецслужбами налажены хорошие рабочие отношения. Перед нами в принципе стоят общие задачи: обеспечить безопасность массовых мероприятий, не допустить террористических актов. В частности, в период весеннего обострения в Кремль и на Красную площадь периодически пытаются проникнуть психически неуравновешенные граждане. Мы координируем нашу деятельность с другими правоохранительными органами по недопущению неприличных, а порой и опасных для окружающих выходок душевнобольных. Особенно сейчас, когда многие люди сильно переживают из-за напряженной обстановки в мире. Например, несколько лет назад капитан Дегтярев спас жизнь курдского сепаратиста, пытавшегося сжечь себя перед зданием Госдумы в знак протеста против выдачи своего национального лидера Турции. Это, естественно, помимо тесного сотрудничества при обеспечении бесперебойного проезда по территории обслуживания отдела первых лиц государства и высоких иностранных гостей.

Однако большая часть личного состава 4-го отдела занимается регулировкой движения на кремлевском кольце и препятствует образованию здесь заторов. Если “встает” центр, то за ним через несколько минут — и все остальные важнейшие транспортные артерии города. Во время двух последних крупных снегопадов нам удалось избежать затруднений в движении на спецтрассе. Благодаря оперативной, слаженной и скоординированной работе ДПС и коммунальных служб обошлось без остановки кольца.

Мест нет

— Насколько пропускная способность кремлевского кольца соответствует потребностям сегодняшнего дня?

— Она еще не исчерпана, но кольцо работает на пределе своих возможностей. Через два года количество машин на улицах значительно вырастет. Обеспечивать бесперебойный трафик в окрестностях Кремля станет гораздо сложнее. Правда, правительство Москвы вместе с ГИБДД подготовило ряд предложений по изменению организации движения в центральной части города. Полагаю, они помогут улучшить обстановку на дорогах Москвы. В одну сторону планируется направить транспортные потоки по Кремлевской, Москворецкой и Софийской набережным. Вероятно, это произойдет уже через несколько месяцев.

— Бывший глава ГИБДД России Владимир Федоров не раз говорил, что кремлевское кольцо “закручено” не в ту сторону. Как считаете вы?

— Действующая схема организации движения вводилась на основании точных расчетов специалистов НИиПИ Генплана Москвы с учетом существующих особенностей уличной сети и перспектив дорожного строительства. Третье кольцо еще не замкнулось, но мы уже чувствуем, что автомобилей на кремлевском стало меньше. В затруднениях в движении в центре Москвы направленность транспортных потоков виновата в меньшей степени. Здесь элементарно не хватает парковок. Водители бросают машины прямо на проезжей части, не задумываясь о том, как следом проедет другой автомобилист. Некоторые вообще паркуются во втором ряду, блокируя троллейбусы.

— Где в зоне ответственности 4-го отдела ДПС на спецтрассе особенно не хватает парковок?

— Ежедневно наибольшая нагрузка приходится на разные отрезки кремлевского кольца. По выходным машины концентрируются у Манежной площади. Здесь расположен крупный магазин и любимое место гуляний москвичей. По вторникам и средам автомобили заполоняют “офисную” Ильинку и Большую Никитскую. Для организации дополнительных парковок можно использовать внутридворовые территории. Сейчас фирмы и государственные учреждения обычно ставят на въезде во двор своих зданий шлагбаумы. Охранники пускают только транспорт сотрудников организаций, а посетителям приходится оставлять авто на улице. Сейчас на Ильинке,3, строится большой паркинг. Надеюсь, он поможет разгрузить прилегающие к ГУМу улицы и переулки. К сожалению, немногие пользуются четырехъярусной подземной стоянкой у гостиницы “Москва”. Правда, в ее низкой популярности виновата и высокая стоимость услуг — порядка 60 рублей в час.

— Насколько высока вероятность появления новых дешевых наземных стоянок в окрестностях Кремля?

— К сожалению, новые наземные парковки элементарно негде организовать. Везде, где возможно, они уже существуют. Не забывайте, что мы находимся в центре, и в некоторых, казалось бы, подходящих местах стоянку не сделаешь. Например, парковка на просторном Васильевском спуске испортит кремлевский ландшафт и будет мешать туристическим автобусам и пешеходам.

— Как вы оцениваете состояние проезжей части на кремлевском кольце?

— Дорога хорошая. Как только появляется малейшая выбоина, ее сразу заделывают. В апреле обновят стершуюся за зиму разметку. Локальные мероприятия по повышению пропускной способности перекрестков кремлевского кольца на 2003 год не запланированы. Все уже давно сделано, а сносить исторически здания и менять исторический облик города, сами понимаете, никто не позволит.

Заложники законов

— На спецтрассе часто случаются аварии?

— Нет, хотя за два зимних месяца мы зарегистрировали на два ДТП больше, чем за аналогичный период 2002-го. Самые распространенные на территории обслуживания отдела аварии — наезды на пешеходов. Нам прекрасно известны места, где граждане любят переходить улицы наперекор ПДД. Мы выставляем там сотрудников, штрафуем нарушителей, но за всеми не уследишь. К тому же многие нагло игнорируют оклики и сигналы инспекторов. Представляете, как опасно перебегать Охотный Ряд или 8-полосную Театральную площадь? К счастью, в плотном транспортном потоке скорость машин невелика, и потерпевшие обычно отделываются легкими травмами. Единственное за два месяца столкновение произошло на Москворецкой набережной. Всего за январь—февраль наши сотрудники зарегистрировали четыре ДТП. Важно, что во время новогодних праздников нам удалось избежать дорожных инцидентов с участием детей. Только кремлевскую елку в общей сложности посетило более 150 тысяч малышей и подростков, и все вернулись домой целыми и невредимыми.

— Какие пункты Правил нарушают водители на кремлевском кольце?

— Разумеется, чаще всего приходится наказывать за невыполнение требований знака 3.27 — “Остановка запрещена”. Эвакуаторы нам использовать запрещено, так что машины нарушителей инспектора вручную отталкивают в сторону. Иногда помогают пассажиры заблокированного автомобилем троллейбуса. Делать это приходится ежедневно. Думаю, рано или поздно Государственная дума придет к выводу о необходимости возрождения эвакуаторов. Правда, не за счет автовладельцев. Ведь сейчас, пока не вернется водитель, транспортное средство продолжает стоять в неположенном месте и создавать помехи другим участникам движения. Увы, многим сегодняшним водителям глубоко наплевать на законы.