Первые “подставлялы” появились на московских дорогах еще в начале 90-х. Правда, то были бомжи и малообеспеченные граждане, самоотверженно бросавшиеся под колеса машин с целью выбить из водителя деньги “на лечение”. Спустя несколько лет их сменили серьезные аферисты на дорогих иномарках, ровным счетом ничем не рискующие.
Честно говоря, никакие советы о том, как уберечь себя от “подставной” аварии, в реальной ситуации вам не помогут. Мошенники настолько отточили свою тактику, что теперь не боятся и законного оформления ДТП, и страховых компаний, и судей. К сожалению, организация дорожного движения в столице, манеры большинства водителей, низкая квалификация инспекторов ГИБДД и служителей Фемиды, несовершенство действующего законодательства и нормативных актов дают бандитам слишком широкие возможности для зарабатывания денег подобным образом.
Винить ГИБДД в “подставном” беспределе на улицах Москвы не стоит. Разумеется, отдельные аферисты наладили хорошие “рабочие” отношения с инспекторами. Однако, не нарушив грубо закон, дорожный полицейский помочь пострадавшему от мошенников водителю не может. Сомневающийся в “случайности” аварии автомобилист на “полюбовное” улаживание конфликта не согласится и при прямых угрозах преступников, и мирной “обработке” купленными гаишниками. По формальным же признакам в столкновении всегда виновата жертва бандитов. Обычно истинного потерпевшего обвиняют в нарушении п. 9.10 или 10.1 ПДД — несоблюдение дистанции и выбор скорости движения без учета дорожных условий и обстановки соответственно. Примечательно, что оба упомянутых выше пункта Правил не содержат конкретных значений безопасного интервала между транспортными средствами и скорости. За невыполнение их требований привлечь автомобилиста к административной ответственности ничего не стоит. Представитель ДПС просто зафиксирует в протоколе и схеме ДТП обстоятельства инцидента и составит полный список видимых повреждений легковушек. После наложения штрафа ГИБДД направит материалы об аварии в суд. Служители Фемиды, как и все остальные чиновники, отчитывающиеся перед начальством по числу “галок” (в данном случае — закрытых к определенному календарному периоду дел), непринужденно присудят компенсацию проходимцам. Ведь в своем большинстве они не являются тонкими специалистами по автоправу и руководствуются буквой закона. К тому же со стороны истца всегда находятся “свидетели” — пассажиры его иномарки.
Раньше “подставлялы” в основном использовали угнанные или нелегализованные в России иномарки. Да и сами нередко имели проблемы с законом: непогашенные судимости или вообще находились в федеральном розыске. Именно поэтому злоумышленники так упорно настаивали на немедленном удовлетворении их материальных претензий без оформления ДТП и испарялись при появлении инспекторов. Теперь, по словам главы фирмы “Элекс-Полюс-Автоюрист” Владимира Квачева, бандиты нередко законным путем приобретают на рынках дешевые пожилые иномарки престижных марок — европейских “утопленников” или восстановленные после тяжелых ДТП. Затраты на машину “отбиваются” в течение месяца. Ведь якобы покореженные в ходе столкновения с легковушкой жертвы элементы кузова всегда оказываются поврежденными “на замену”. Это подтвердят практически в любом автосервисе, независимо от наличия или отсутствия близких отношений конкретного жестянщика с преступниками. Дружественный мастер, правда, назовет завышенную стоимость ремонта. Речь, как правило, идет о сумме в размере нескольких тысяч долларов. Значительная часть жертв по-прежнему расстается с деньгами добровольно, а кто-то — по решению суда. У группировок новой формации гораздо шире и география действий. Они предпочитают не “светиться” в районных судах на одном и том же автомобиле. После очередного “дела” помятую деталь слегка выпрямляют и закрашивают таким образом, чтобы она не бросалась в глаза при движении. Владимир Владимирович отмечает, что в последнее время предпочтения аферистов сместились от иномарок к новым ВАЗам. На транспортных средствах зарубежного производства часто ездят не только богатые, но и откровенно опасные люди. Такие с бандитами церемониться не станут в отличие от менеджера-середнячка маленькой фирмы.
И все-таки, по мнению эксперта Коллегии Правовой Защиты автовладельцев Сергея Терновского, единственное, что водитель может противопоставить мошенникам, — строгое следование букве закона. Иногда спасает и быстрая реакция. В один из зимних дней на развязке Липецкой улицы с МКАД на юге города пожилая BMW резко затормозила перед попутной “десяткой”. Водитель ВАЗа сумел остановить свою машину за несколько десятков сантиметров до иномарки. Каково же было его удивление, когда BMW спустя мгновение дала задний ход и своим разбитым задом легонечко стукнулась с бампером “десятки”. Из автомобиля тут же выбралось несколько “братков” с вполне определенными намерениями. Они даже не возражали против вызова ГИБДД. Благо ближайший пост ДПС находился в паре сотен метров от места происшествия. Однако у жертвы в бардачке оказался фотоаппарат. Мужчина смело сфотографировал следы торможения обеих легковушек, по которым становилась ясной истинная картина ДТП. Немного побузив “для приличия”, мошенники сели обратно в BMW и отправились на поиски нового “лоха”. Рукоприкладство они в качестве средства убеждения не используют — уважают Уголовный кодекс РФ.
Случай забавный и скорее представляет собой счастливое исключение из правила. В типичной же ситуации эксперты единогласно советуют в первую очередь переписать в блокнот номера окружающих вас машин и попробовать договориться с другими автомобилистами выступить в качестве свидетелей при разборе правонарушения в ГИБДД и суде. Так называемое водительское братство — дела давно минувших дней, но всеобщая озлобленность против “подставлял” сыграет вам на руку. Оценщика ущерба, естественно, аферисты выберут “своего”, так что на его благосклонность рассчитывать не стоит. Зато на суде вы можете подать ходатайство о производстве дополнительной независимой экспертизы. Представитель Московского общества защиты потребителей Андрей Штыков отмечает, что по законам механики при соударении двух тел на каждое из них действует одинаковая сила. Данное правило распространяется и на столкновения автомобилей. У кузовов легковушек различных марок жесткость приблизительно одинаковая. Если у вас лишь слегка погнут бампер или поцарапано крыло, соответствующие по тяжести повреждения должны быть и у транспортного средства оппонента. Иначе у любого честного эксперта возникнут сомнения в том, что данные поломки причинены в ходе конкретной аварии. Попробуйте предложить бандитам пойти на такое исследование. Согласия не дождетесь и скорее всего скоро спокойно отправитесь домой или в банк платить штраф за несоблюдение дистанции. Если бандиты не учили физику в школе, то это не значит, что ее законы на них не распространяются.
Корреспонденту “МКмобиля” удалось пообщаться с человеком, зарабатывающим на жизнь инсценировками ДТП. Его имя и фамилия останутся “за кадром”.
— Как докатился до жизни такой?
— В детстве занимался автомотоспортом. По окончании института в провинции работу достойную не нашел и рванул в Москву. “Обломавшись” на нескольких работах, понял: честно пробиться не смогу. По случаю познакомился с земляками, промышляющими криминалом. Пригласили подзаработать. Ну а так как мой “вышак” им на хрен не нужен, предложили то, что я умею: рулить. Принцип работы объяснили уже по ходу “пьесы”, прямо на трассе.
— По какому принципу выбираете клиентов?
— Да нет никакого принципа. Большинство олухов сами нарываются на подставу. Купят иномарку или новую “десятку” — и “шумахеров” из себя корчат. Его надо лишь слегка на дороге напрячь, и вот он “тепленький”. Рот свой раззявит на дороге, глазками хлоп-хлоп — а он уже либо на свой правый бок мой бампер подцепил, либо “засос ведьмы” замастырил. Это у нас так называют, когда тебе в “попу” въехали.
— С гаишниками вы в доле?
— По большому счету нет. Хотя точно не знаю, я просто водила. Моя проблема — “тачку” грамотно подставить, а с остальным разбираются пассажиры. Когда ситуация осложняется — подтягивается группа прикрытия. Чисто по своим визуальным впечатлениям могу лишь сказать, что с ГАИ мы не враги.
— Существует какое-то территориальное деление между разными группами “подставлял”?
— Конечно, есть. Например, в Московскую область ни я, ни мои подельники никогда не поедут работать. Там своих хватает. В Москве же все поделено довольно условно. Если не наглеть, то можно аварийку состряпать абсолютно везде, но не более одного раза. Примелькаешься — коллеги по цеху башку размозжат. В основном мы в своем анклаве “плаваем”.
— Средний заработок?
— Если “быки” — я так своих пассажиров за глаза кличу — упертые и умеют “чайников” на бабло разводить, то от $500 за аварию и выше.
— Сейчас много застрахованных машин — это не мешает работе?
— Серьезно — нет, так, иногда попадается особый умник. Кричит, вопит, ноженьками стукает: мол, страховка у меня, ментов давай вызывай... Тут “быки” менжуются и отваливают. Однако ночью на пустынной дорожке не рекомендую особо хай подымать. Ребятишки могут со злобы и машину отобрать, и рылом по асфальту прокатить. По принципу “если не деньги, то моральная компенсация”.
— Милиция (не ГИБДД) вами занимается?
— Гоняется за нами один опер из уголовки... А что толку? Он всех нас знает в лицо и по именам. Соответственно и мы знаем его как облупленного. Но сделать мент ничего не может. Нет у него ни транспорта (все местные ментовские “помойки” засвечены), ни видеокамеры, да и навыков вождения — ноль. Привыкли с мигалками навстречу, а по-тихому скоростную слежку устроить не в силах. Компромат на нас не так просто нарыть. Даже когда очень хочется...
— Что можешь посоветовать простым водителям, дабы они не попали к тебе на “крючок”?
— Соблюдать все ПДД. (Смеется.) Если не уверен — не обгонять. При перестроении из ряда в ряд смотреть по сторонам. И не терять самообладания, когда какой-то придурок сзади моргает фарами. Покажите ему “фак” и дуйте до первого поста ГИБДД. Ну еще чего? А, да, не ссать в штаны, когда прессуют. Включать дуру (но осторожно) и бубнить, что ничего не знаешь, и громко вопить: “Гаишников на поле!” Авось сработает. Однако если кому отобьют почки — прошу без претензий.