Праздник пришел на улицу автоворов: высокая политика ввязалась в бой за право угонщиков спокойно трудиться во благо себя, любимого, и всего криминального сообщества.
Если свершится чудо и предложенные Администрацией Президента поправки в Уголовный кодекс РФ пройдут Госдуму и сенат, воровать автомобили будет легче, воровать станет веселей. Потому что практически от любого ретивого мента можно будет откупиться вполне официально и по фиксированной ставке.
Суть дела. В Госдуму внесен законопроект (за подписью господина Путина), радикально изменяющий действующий УК. Новшества более чем либеральны: снижение сроков заключения за многие преступления, в том числе и тяжкие, штрафы вместо отсидки и конфискации имущества, удаление из всех статей такого термина, как неоднократность (наконец-то наше общество избавится от рецидивистов). Но сердце любого автовладельца по-настоящему вздрогнет, когда он ознакомится с предлагаемыми изменениями к статье 158 “Угон автомобиля”. Про доблестных стражей порядка и говорить нечего — их хватит удар, и они порекомендуют тем, кто написал новый закон, обратиться в Кащенко (в приватных беседах с вашим корреспондентом уже порекомендовали!).
В середине прошлого года “МКмобиль” опубликовал интервью с начальником седьмого отдела МУРа (специализированное подразделение по пресечению и раскрытию похищений автомобилей) Александром Скамориным. Вот что он сказал тогда по поводу действующего сейчас УК: “Складывается впечатление, что в нашем Уголовном кодексе статьи, определяющие наказание за незаконное завладение чужим автотранспортом, написаны специально для адвокатов и преступников! Почему-то по нашим законам гражданина, задержанного в момент управления “свежеугнанным” автомобилем, виновным в краже (от 5 до 10 лет) признать практически невозможно! Самое большее, что можно будет доказать в суде, — факт угона без цели хищения (до 3 лет тюрьмы максимум). Большинство автоворов и их адвокатов вовсю этим пользуются, добиваясь минимизации срока вплоть до условного наказания. Вывод: для повышения эффективности работы правоохранительных органов для начала надо написать нормальные законы, чтобы у преступников не оставалось лазеек для ухода от справедливого наказания”.
Новый законопроект написали. Правда, осмелюсь предположить, вряд ли он сыграет роль стимулятора в повышении эффективности работы сыщиков. Закон превратится в одну сплошную лазейку для криминального сообщества. Судите сами: за угон без цели хищения (статья, определяющая подавляющее большинство похитителей чужих машин на нары) по президентским предложениям светит срок в 5 лет (вместо нынешних трех), но одновременно предлагается альтернатива — штраф до 120 тысяч рублей. Если угон совершен группой лиц с угрозой насилия или применением насилия, то их могут посадить всего лишь на год или вообще заменить нары штрафом в сумме до 200 тысяч рублей (сейчас подобное правонарушение карается наказанием от 3 до 7 лет лишения свободы). За угон организованной группой транспортного средства стоимостью, попадающей в категорию “крупный ущерб” (250 тысяч), можно схлопотать от 5 до 10 лет “строгого режима”. Но это сейчас. Гарант же предлагает столь большой срок “выписывать” бандитам, если они нанесли “особо крупный ущерб”, другими словами, тачка должна стоить более 1 млн. рублей. Иначе говоря, угнав, скажем, бюджетный Ford или Hyundai за 11—15 тысяч долларов, бандюга отделается уже упомянутым штрафом в 9 тысяч долларов и все равно останется с наваром от проданной “тачки”.
Теперь вопрос: чего станут добиваться адвокаты в залах суда? Ясное дело — штрафов. И, что самое интересное, в большинстве случаев будут их получать, потому как даже сегодня наш самый гуманный суд в мире наказывает угонщиков, как правило, по минимуму...
Кстати сказать, представители правоохранительных органов всех уровней от начальников до рядовых сотрудников, которых мы просили прокомментировать грядущие перемены УК в официальном порядке, от комментариев отказались. Однако в приватных беседах стражи порядка сходятся во мнении, что те, кто проталкивает данный законопроект, либо сознательно лоббируют интересы криминального сообщества, либо преследуют какие-то свои сугубо политические интересы. Озвучивая последнее предположение, милиционеры тихо и шепотом добавляют: “Ведь главный наш начальник — крупная политическая фигура и лидер партии. А впереди выборы, и бог его знает, что там они задумали. Скорее всего, как модно сейчас говорить, пошла ба-альшая многоходовая игра за голоса избирателей. Расчет тут прост. В СИЗО, тюрьмах и лагерях сейчас сидят около миллиона человек. С семьями — это уже около двадцати—тридцати миллионов. Дав им послабуху, власти предержащие вербуют новых сторонников. Одним словом, холодное лето 2003-го нам гарантировано. С первого взгляда видно — законопроект создавался с одной лишь целью: поднять волну в девять баллов, дать повод СМИ пошуметь на всю страну. Отличный пиаровский ход отдельных лиц для привлечения к себе внимания в преддверье выборов. Сам же законопроект, сырой и недоработанный, написан хорошими рекламщиками, но далекими от юриспруденции людьми. И, если честно, его вряд ли примут при нынешнем размахе преступности. И президент этого не может не понимать”.
Фиксированные штрафы милиционеры восприняли исключительно как чью-то злую шутку или глупость. По их мнению, для российской юриспруденции это нонсенс (тут, к слову, служивые вспомнили весеннее обострение у психически неустойчивых личностей). Ну и главное, как говорят служивые, после принятия этого законопроекта (не дай бог, конечно, крестятся люди в погонах) надо не просто готовиться к всплеску угонов, а к их настоящему обвалу. За решетку автоворов будут сажать, но уже изредка, да в основном молодежь бедную и неопытную. “Крупная рыба” всегда будет оставаться на плаву. Однозначно угонщики начнут рисковать по-крупному — начнется массовое воровство новеньких дорогих иномарок. Ведь удачно угнав только одну дорогую “тачку”, сразу можно отложить денежку на откуп судьям и гонорары адвокатам.
Простой расчет: 250 тысяч рублей по курсу — это порядка 9 000 долларов, похищение BMW X5 и его перегон за МКАД (подчеркнем, без документов и предпродажной подготовки) стоит от 10 до 30 тысяч долларов. Игра явно стоит свеч, коли учесть, что если по первости “заметут”, при правильном поведении отделаешься одним годом условного заключения. Так что с введением нового закона ко всему прочему менты предрекают приток новых бойцов в криминальный автобизнес. А что — риск минимален, зато есть шанс урвать от жизни сладкий кусочек. Молодежь на это купится однозначно.
Увы, но нынешние настроения депутатского корпуса не дают оснований надеяться, что криминалу дадут укорот.
Логично предположить, что радикальными изменениями УК должны быть обеспокоены не только простой люд, милиционеры, народные избранники, но и страховые компании. Не тут-то было. По словам господина Клейменова, советника генерального директора страховой компании РОСНО, если закон изменится в сторону либерализации, то их компания от этого не пострадает. Во-первых, с заменой наказания на денежные штрафы, по мнению господина Клейменова, количество угонов не увеличится. Во-вторых, при наличии факта угона и преступника страховая компания имеет право подавать регрессные иски. То есть через суд страховщики в любом случае обяжут преступника выплатить деньги за угнанную им машину. В-третьих, если количество похищений авто все же увеличится, то автоматически повысится стоимость автострахования. Круг замкнулся. По-любому отдуваться за несовершенство закона придется простому водиле, а точнее, его семейному бюджету. Исходя из нынешней динамики роста числа угонов, повышение цен на автострахование не за горами.
...О сращивании российского криминального сообщества с нашей доблестной милицией не судачил лишь ленивый. Поборы, взятки, крышевание “коммерсов”, развал и фабрикация уголовных дел. Короче, набирается полноценный дурно пахнущий букет. Если же новый закон о радикальном изменении УК вступит в силу, то милицейскому букету всяческих злодейств будет подобрана достойная ваза.