Мобильный диагностический комплекс состояния легковых и грузовых автомобилей состоит на вооружении ОТОР-1 уже не первый год. Корреспонденту “МКмобиля” удалось понаблюдать за его работой.
Подобных мобильных диагностических комплексов в России не много — лишь четыре, и все в Москве. В регионах подобная техника вряд ли когда-нибудь появится ввиду своей дороговизны. Такой полуприцеп стоит примерно 250 тысяч долларов. К тому же хрупкая аппаратура вряд ли выдержит раздолбанные дороги российской глубинки.
Родина мобильного диагностического комплекса (МДК) — Франция. Прозвучит, быть может, парадоксально, но ни на земле галлов, ни в других странах Европы подобные агрегаты для ТО практически не применяются. Как рассказал корреспонденту “МКмобиля” начальник ОТОР-1 Михаил Кузнецов, в Старом Свете инструментальная диагностика при техосмотре стала вводиться еще в 1929 году. Благодаря наличию разветвленной сети ПИКов особой нужды в МДК там нет. Другое дело — Россия и Москва, в частности. Через несколько лет буквально всем зарегистрированным в нашей стране машинам придется проходить ИК, но нужного количества пунктов еще не создано. Более того, порой не все из существующих ПИКов справляются с нагрузкой. Из-за этого особенно страдают крупные автохозяйства с большим парком большегрузов. Они вынуждены растягивать “удовольствие” на несколько месяцев и гонять свой транспорт на ПИКи порожняком, вместо того чтобы зарабатывать деньги. Между тем один МДК в состоянии за день обслужить от 25 до 40 грузовиков, а за год — до 10 тысяч транспортных средств. Представьте себе, насколько снизилась нагрузка на стационарные диагностические линии ОТОР-1, владеющего тремя подобными комплексами. Все они сейчас работают с максимальной отдачей.
Для транспортировки передвижного ПИКа используют седельные тягачи ЗиЛ с 8-цилиндровым V-образным дизелем. Однако 130 “лошадок” явно не хватает для буксировки 16-тонного МПК. Такое ощущение, что мотор ЗиЛа вот-вот взорвется от напряжения. Однако, несмотря на экстремальный режим эксплуатации, у автомобиля пока сколько-нибудь значимых поломок не было. Длина МДК — более 10 метров.
Комплекс условно делится на три отсека: передний, центральный (техническая зона) и задний. Сразу поясню, что первым считается как раз хвост полуприцепа. В нем располагается офис для приема клиентов. Внутри — стол, стул, компьютер, лампы дневного света и несколько электрических розеток. Главная “примочка” — незаменимый в жару кондиционер. В задней части располагается оборудование для общего обслуживания МДК — дизельная станция мощностью 50 КВт. На комплексе работают три человека: два офицера ГИБДД и один контролер диагностической линии.
Наиболее важная часть МДК — центральный отсек. Через него происходит поперечное движение транспортных средств для проведения техосмотра. Поднимающаяся крыша и два боковых козырька, защищающие платформу во время дождя, приводятся в действие гидрокомпрессором. В разобранном виде МДК имеет вид загадочного крылатого насекомого. Через основное шасси, а также двусторонние гидравлические расширяемые мосты обеспечивается проезд автомобиля. Диагностическое оборудование комплекса впечатляет. На МДК есть двухрамный тормозной стенд, устройство для измерения усилия при нажатии на педаль и проверки износа шин, стенды для проверки бокового скольжения колес грузовика, состояния рулевых тяг, сочленений, люфт-детектор, комбинированный 4-компонентный газоанализатор с приставкой измерения дымности, оптика для регулировки света фар и многое другое.
По уровню оснащенности МДК не уступает стационарным ПИКам и в принципе мог бы использоваться для обслуживания крупных ГСК. Согласитесь, как удобно в оговоренный день выгнать свою “ласточку” из гаража, пройти техосмотр и на месте получить заветный талон. Однако для обеспечения точной работы мобильной диагностической линии необходима практически идеально ровная поверхность площадью 90 м2. Такими пустырями обладают только крупные автокомбинаты, и то далеко не все. В городе же подобные площадки можно по пальцам пересчитать. Михаил Кузнецов согласен, что идея применять МДК для техосмотра легкового транспорта, принадлежащего физическим лицам, имеет право на существование. Тем не менее пока реализовать ее на практике, к сожалению, невозможно.