2102

С криминалом не приходить

Жуткие перегрузки испытывает российский автовладелец, когда приходит время очередного техосмотра его “ласточки”. О том, как с наименьшими потерями для здоровья пройти эту процедуру, корреспонденту “МКмобиля” рассказал начальник 1-го отдела техосмотра и регистрации автомототранспортных средств ГУВД Москвы подполковник милиции Михаил КУЗНЕЦОВ.
Поделиться

Жуткие перегрузки испытывает любой российский автовладелец, когда приходит время очередного технического осмотра его “ласточки”. О том, как с наименьшими потерями для здоровья пройти эту процедуру, поставить или снять с учета своего “железного коня”, корреспонденту “МКмобиля” Дмитрию ЗЛЕНКО рассказал начальник первого отдела технического осмотра и регистрации автомототранспортных средств (ОТОР-1) ГУВД Москвы подполковник милиции Михаил КУЗНЕЦОВ.


В последнее время довольно часто встречаются объявления, предлагающие всем желающим устроить техосмотр, регистрацию транспорта за час. Можно ли им доверять?

— Эти объявления вывешивают так называемые черные брокеры. Как правило, они просто забирают деньги клиента и испаряются. Есть среди них и более “честные”. Эти все же дают заветный “лобовичок”. Фальшивый, разумеется. Если вас с таким “документом” остановит инспектор ГИБДД, то могут возникнуть проблемы, в том числе и с Уголовным кодексом.

Известен случай, когда автовладелец обратился к брокеру

с просьбой снять автомобиль с учета. Побыстрее хотел, вот и обратился. Оформил на него доверенность, и… автомобиль исчез вместе с мошенником.


ТО без… очереди


— Большинство автомобилистов предпочитают проходить техосмотр в апреле-мае. Сильно ли в это время возрастает нагрузка на ОТОР?

— Апрель для нас — пик года по количеству предъявлений автомашин на техосмотр. Замечу, что с каждым годом планка поднимается. Соответственно растут и очереди. Этой весной мы установили своеобразный рекорд: были дни, когда мы осматривали до 500 автомобилей! Для приема платежей раньше у нас на территории отдела работало отделение Сбербанка. Но в силу различных обстоятельств его закрыли, и теперь автовладельцы вынуждены ездить в Сбербанк, находящийся в жилом массиве, терять время. Но даже с учетом этого технология, применяемая при осмотре транспортных средств, позволяет до минимума сократить время пребывания посетителей в отделе.

— В ОТОР-1 для прохождения техосмотра приезжают и грузовые автомобили. Не создают ли они очередей и “пробок”?

— Осмотр грузовых автомобилей мы проводим в нашем филиале, расположенном на территории Автокомбината №3 (3-й Нижнелихоборский пр., д. 3). Кроме того, у нас имеются мобильные диагностические комплексы, выезжающие на автопредприятия и на их территории проводящие техосмотр. Таким образом, у нас в отделе нет толкучки из-за большегрузов. Только оговорюсь, что диагностический комплекс выезжает лишь на предприятия, предъявляющие на ТО не менее 20 автомобилей в день.

— Дорого ли стоит услуга “выезда на дом” диагностической станции?

— Столько же, сколько обычный техосмотр на стационарном посту технического осмотра: например, для грузовиков с полной массой от 3,5 до 12 тонн эта сумма составляет 634 рубля 38 копеек. Правда, реальные затраты городского бюджета на проверку одного автомобиля значительно выше.

— Машины старше пяти лет проходят техосмотр с использованием средств технической диагностики, в связи с чем цена этой процедуры существенно выше техосмотра “на глазок”. По-вашему, так ли уж необходима эта мера?

— Безусловно, необходима. Во-первых, Россия должна выполнять международные обязательства, регламентирующие и этот процесс. Во-вторых, средства диагностики позволяют выявить те неисправности, которые невозможно определить, как вы выразились, “на глазок”. Главное здесь, что цель и Государственной инспекции безопасности дорожного движения как представителя государства и владельцев автотранспортных средств (источника повышенной опасности) совпадают. Это исправное техническое состояние и безопасная эксплуатация автомобиля. Вопрос должен рассматриваться и решаться комплексно. Но это тема для отдельного разговора.

— Статистика свидетельствует о том, что в год по вине технически неисправных транспортных средств происходит не более трех-четырех ДТП…

— Скажем так, если бы не было техосмотра с применением средств технической диагностики, то подобных аварий могло бы быть намного больше. Сегодня, скажем, не проходят техосмотр с первого раза примерно 25% автомобилей. Они — потенциально опасные транспортные средства, которые сами могут и не стать участниками ДТП, но всегда готовы их спровоцировать.

— А что показывают диагностические стенды: подержанная иномарка лучше новой отечественной?

— Подержанная иномарка до пяти-шести лет эксплуатации намного лучше, чем наш новый отечественный автомобиль. К сожалению, отечественный автопроизводитель не в состоянии конкурировать с иностранцами. Нередко к нам на техосмотр приезжают новехонькие “Волги”, “Газели”, “Бычки”, УАЗы, эксплуатация которых попросту опасна.


Зализывай раны


— Может ли послужить причиной отказа в выдаче талона техосмотра мятое крыло или прогнивший до дыр порог?

— Безусловно, ведь исправное транспортное средство должно иметь и соответствующий внешний вид. Если крыло битое, то на языке Правил дорожного движения это означает, что машина побывала в ДТП. И для прохождения государственного технического осмотра необходимо устранить возникшие механические повреждения. А коли имеется коррозия порога с выпадением металла (а это, ко всему прочему, еще и несущая часть кузова), то эксплуатация такого автомобиля может быть опасна. Подобные автомобили на техническом осмотре — не редкость. Инспектора говорят, что через призму технического осмотра видна культура владельца автомобиля. Я думаю, что хороший владелец не запустит до такой степени свою машину…

— Какая неисправность чаще всего становится причиной отказа в выдаче талона техосмотра?

— Лидируют неисправности внешних световых приборов. Затем — тормозная система. Часто выявляем неисправности рулевого управления. Хотя, сказать по правде, трудно выделить какую-то конкретную неисправность. На одном автомобиле, как правило, присутствует комплекс неисправностей.

— В последнее время стало очень модным превращать автомобили в гоночные болиды: владельцы меняют рулевой механизм, трансмиссию, ставят спортивный руль, глушитель… Возможно ли на таком “заряженном” авто пройти техосмотр?

— При государственном техническом осмотре кроме проверки технического состояния проверяется еще и соответствие конструкции требованиям стандартов и технических норм. На “заряженном”, как вы сказали, авто должны быть учтены все требования безопасности и применены сертифицированные детали и узлы. Но в большинстве своем все эти спортивные “прибабахи” сертификатов не имеют,

а следовательно, пройти техосмотр не смогут. Тюнинг автомобиля без учета требований безопасности может быть опасен для участников дорожного движения, каковыми все мы и являемся. Скажем, спортивный руль имеет радиус гораздо меньший, чем руль, установленный заводом-изготовителем, а значит, требуется большее усилие при совершении маневра. К тому же частенько эти рули изготавливают из дерева или твердого пластика. При авариях ломаются, нанося непоправимый вред здоровью водителя. Стандартные же “баранки” просто гнутся… Спортивные глушители для жизни, конечно, неопасны, но они не соответствуют требованиям по уровню шума.

— Проверять техническое состояние автомобиля может только госавтоинспектор. Обычный сотрудник ДПС делать этого не вправе. Проводит ли ваше ведомство проверки на дорогах по выявлению неисправных авто?

— Правила дорожного движения запрещают эксплуатацию неисправных транспортных средств, этого же требует и Кодекс РФ об административных правонарушениях. Но порядок запрещения эксплуатации транспортных средств до сегодняшнего дня не установлен. Поэтому единственное, что мы пока можем, — проверять на постах-пикетах наличие талона о прохождении государственного технического осмотра и его подлинность.

— Сложно ли руководить ОТОРом?

— Нет. Совсем не сложно. Потому что подобрана хорошая команда заместителей и руководителей низовых подразделений. Каждый член команды — высококлассный специалист, четко представляющий свои задачи. Текучки кадров у нас нет, и поэтому мы работаем как отлаженный механизм. К слову сказать, за прошлый год в наш адрес не было ни одной жалобы ни по какому вопросу… Человек, пришедший к нам, должен сказать “я хочу”, а мы обязаны понять с его слов и документов, что он хочет, и помочь ему это сделать.

— А если человек желает криминальную машину на учет поставить, тоже поможете?..

— Нет, конечно! С “нечистыми” машинами к нам лучше вообще не приезжать. Мы каждое авто проверяем не только по стандартным базам по угону, но и по базам заводов-изготовителей: выясняем, действительно ли машина была выпущена в таком-то году, в таком-то месяце, такого-то цвета и комплектации.

— И что, частенько вылавливаете авто с криминальным душком?

— Очень часто. Только за три месяца нынешнего года задержали 7 автомобилей, числящихся в розыске. Причем владельцы этих транспортных средств к криминалу вообще никакого отношения не имеют. А сколько автомобилей с перебитыми номерами и поддельными документами!.. Счет идет уже на второй десяток.


Был автомобиль и… нету


— Владельцы, продавшие свой автомобиль по генеральной доверенности, боятся, что им теперь из налоговой инспекции будут приходить квитанции. В связи с этим они всяческими способами пытаются избавиться от давным-давно проданного авто: нередко пишут заявление об утилизации транспортного средства. Что делать в таком случае людям, купившим по “генералке” машину, которые вдруг узнают, что авто не числится ни в одной базе?

— Это на самом деле очень серьезная проблема. Собственнику транспортного средства дано право выбраковать принадлежащий ему автомобиль. Если вы вдруг узнаете, что купленная по генеральной доверенности машина списана, то ГАИ в данном случае бессильна. В такую ситуацию лучше всего вообще не попадать, решив все вопросы с владельцем заблаговременно. У меня есть рекомендация для всех автовладельцев — не продавайте и не покупайте автомобили по доверенности. Лучше потратьте один день на переоформление. Только такой способ купли/продажи избавит вас от лишних неприятностей.

— Допустим, человек купил отдельно двигатель, отдельно кузов и собрал полноценный автомобиль. Может ли он поставить его на учет?

— В этом случае вопрос рассматривается в установленном порядке, предполагающем, что не подлежат регистрации в ГИБДД транспортные средства, “изготовленные из составных частей конструкции” без предъявления документов, подтверждающих проведение сертификации этих транспортных средств в установленном законом порядке. Кстати, такие случаи бывают редко. Как показывает практика, автомобили, собранные самостоятельно, уступают по качеству заводским.


Каюк ОТОРам?


— В прошлом году был расформирован

ОТОР-2. Не боитесь ли вы, что аналогичная участь может постичь и ваш ОТОР?

— Думаю, нам это не грозит. Во всяком случае пока. Почему? На данный момент ОТОР-1 — необходимое звено в системе ГАИ. Работая в режиме дежурного подразделения, мы разгружаем окружные отделы ГИБДД, выполняя большой объем работы: занимаемся вопросами регистрации и проведения государственного технического осмотра автомобилей. Ко всему прочему, ОТОР-1 существует более 22 лет и ежегодно до 100 000 автовладельцев обращаются к нам по вопросам проведения ГТО, регистрируется до 65 000 автомобилей. Автолюбителей привлекает доброжелательная атмосфера, возможность узнать о техническом состоянии своего автомобиля много интересного. Мы работаем и по понедельникам, когда в других подразделениях ГИБДД выходной, а наши двери открыты с 9 утра

и до последнего посетителя…