К сожалению, в последнее время истории о недобросовестном выполнении страховщиками своих обязательств можно слышать очень часто. Причем это касается как клиентов, так и пострадавших, то есть тех, кто должен получить деньги.
Вот и в “МКмобиль” обратился автовладелец, считающий, что страховая компания намеренно затягивает выплату, которую он должен получить в счет возмещения ущерба, нанесенного ему в ДТП одним из клиентов СК.
10 мая Роман — так зовут нашего героя — ехал с женой на своей Toyota по Дмитровскому шоссе в сторону центра. Дорога практически свободна, настроение прекрасное (праздники, к тому же у жены день рождения, вечером должны прийти гости). Идиллия кончилась в одночасье: с прилегающего проезда выскочила “восьмерка” и попыталась скоренько перестроиться в крайний левый ряд. Если кто не помнит: встречные потоки на Дмитровке отделены друг от друга разделительной полосой с газоном, на которой предусмотрены специальные разрывы для разворотов. Так вот, к одному из таких мест “Самара” и устремилась. Она пропустила идущий чуть впереди “японки” BMW и, не глядя, продолжила движение. Хотя у иномарки скорость была небольшой, где-то около 60 км/ч, избежать столкновения водителю не удалось — слишком уж неожиданным был маневр оппонента. Роман смог только вывернуть руль влево, чтобы не убить лихача, так как Toyota направлялась прямиком в водительскую дверь “Самары”. Удар был несильным, как и повреждения обеих машин, но любой ремонт автомобилей из Страны восходящего солнца особой дешевизной не отличается.
За рулем ВАЗа оказалась женщина лет 30—35 с двухлетним водительским стажем. Однако она очень предусмотрительно застраховала свою гражданскую ответственность в известной страховой компании “Ренессанс-страхование”. Так что на первый взгляд проблем с выплатой возмещения пострадавшему не должно было возникнуть. Вызвали гаишников. Приехали два молодых парня, но разобраться в ситуации в итоге не сумели — наверное, опыта не хватило, так что решили ехать в отдел. Пока суд да дело, подоспели представители страховой компании: ЧП запротоколировали, засняли, засвидетельствовали, в общем, сделали все, что полагается. После чего все участники ДТП наконец-то проследовали в отделение ГИБДД для дальнейшего разбирательства. Там начался настоящий концерт: женщина оказалась весьма эмансипированной особой, заявив, что “все мужики к ней предвзято относятся”, наотрез отказалась признать свою вину, хотя даже у сотрудников ГИБДД это не вызывало сомнения. Таким же образом дама вела себя и спустя несколько дней в группе разбора. В итоге наш герой, справедливо решив, что с ней каши не сваришь, обратился в страховую компанию напрямую. Там ему сказали, что воинственная водительница еще заявления не подавала, но от рассмотрения дела не отказались.
Страховщики предложили сразу оценить ущерб, чтобы впоследствии еще раз не дергать человека ради этой процедуры. Пострадавший согласился. На Toyota были разбиты бампер, левое переднее крыло, соответственно фара с “поворотником”, появились сколы на капоте, сломана рулевая тяга. Такие поломки, пусть даже не очень серьезно выглядящие, очень часто влекут за собой более серьезные последствия в виде скрытых повреждений, которые обнаруживаются только во время ремонта. Осмотрев машину, представители страховой компании сделали калькуляцию, оценив ущерб в 1 200 евро. Однако по самым скромным прикидкам владельца ремонт обойдется в 2 500 долларов. Еще один пункт, по которому мнения разошлись, касался бампера: в бланке калькуляции он почему-то проходил как накладка и стоил около 150 евро, хотя характер повреждений говорил о том, что новой накладкой тут не обойдешься и требуется полная замена детали, а это уже 750—800 “баксов”.
Страховщики пытались успокоить пострадавшего автовладельца, сваливая всю вину на бездушный компьютер, якобы ошибившийся при печати, но ведь им управляет человек, не так ли? К тому же была рассчитана стоимость не оригинальных запчастей, а тех, что производят в соседних с Японией странах. Причем стоят они минимум раза в два дешевле, что соответственно не может не сказаться на их качестве. Выразив недовольство сим фактом, пострадавший направился домой ожидать повестки в суд (уж коли дама отказалась признать свою вину, пусть разбираются служители Фемиды), которая, по словам страховщиков, должна оказаться в его почтовом ящике в течение месяца. Но месяц прошел, а заветной бумажки все нет. Роман, мягко говоря, удивлен: ему уже приходилось сталкиваться со страховыми компаниями в подобной ситуации. И деньги ему выплачивали сполна в течение недели-двух после случившегося.
Скоро в силу вступает закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Многие законодатели признают, что он еще “сырой” и в таком виде его принимать нельзя. Их оппоненты, в свою очередь, надеются, что за год-два нововведение пооботрется (принятие разнообразных поправок никогда не было проблемой для российских парламентариев) и тогда можно будет спокойно работать. Но практически никто из них не ставит вопрос о том, кто и каким образом будет “обтесывать” этот закон и каких трудов, пота и слез он будет стоить как автомобилистам, так и ГИБДД.
К тому же страховые компании (и описанный случай не исключение) до сих пор не научились видеть в своих клиентах не врагов, а друзей. Ведь люди платят деньги за свое спокойствие, а в случае чего становятся подозреваемыми.