Нашего брата — автомобильного журналиста — хлебом не корми, дай только повод поерничать над итогами чьей-либо деятельности. Что там говорить, составление всевозможных рейтингов, таблиц и графиков, отражающих динамику развития продаж иномарок или отечественных машин, — это наш конек. В конце концов страна должна знать своих героев.
А повод для очередных оценок сегодня вполне серьезный. В июле практически все российские представительства крупнейших мировых автопроизводителей обнародовали результаты официальных продаж новых машин за первое полугодие. Результаты, с одной стороны, оказались вполне предсказуемыми, но без неожиданностей тоже не обошлось.
Факт остается фактом: общий рост российских продаж новых иномарок, реализованных через автосалоны официальных дилеров, продолжается. С начала нынешнего года своих хозяев нашли более 82 тысяч новеньких иномарок — цифра в своем роде рекордная. Несмотря на небольшой летний спад покупательской активности, высокие результаты удалось сохранить большинству компаний. “Toyota” переплюнула показатели всего прошлого 2002 года. Реализовано 9 182 автомобиля против 8 630 (увеличение в 3,5 раза). Следом идет “Ford” — у него 7 375 машин. В первой половине 2002 года в России американскому концерну удалось продать в 2,6 раза меньше автомобилей (2 818 штук). Пожалуй, единственное, что еще сдерживает темпы продаж, — это все еще ограниченные возможности всеволожского завода, где собирается фордовский бестселлер — Focus. Не отстает и “Mitsubishi” — им удалось продать 7 082 автомобиля.
В подтверждение всех прогнозов стабильно наращивают обороты компании, которым удалось организовать сборочное производство своих моделей в России. Как мы уже говорили, “Ford” на третьем месте, пятое и шестое уверенно оккупировали “Hyundai” (5 708 штук) и “Kia” (5 384). Последней даже удалось повторить марш-бросок “Toyota”: за полгода ЗАО “Автотор” перекрыло результаты всего прошлого года. Неплохо смотрятся дышащие им в спину “Renault”, “Nissan” и “Peugeot”.
Daewoo опять впереди
Читатель, наверное, уже заметил, что мы как-то обошли вниманием чемпиона — лидера полугодовых продаж. Все уже привыкли, что последние несколько лет первую строчку традиционно занимает корейско-узбекский синдикат “Daewoo”. Однако нашу уверенность несколько поколебали их результаты в первом квартале — гости с Востока были лишь шестыми. Слабо верилось, что они смогут обойти набирающих силу конкурентов. Но свершилось чудо: “Daewoo” снова впереди на лихом коне. Руководству компании удалось решить возникшие было проблемы на таможне, и с 10 024 проданными автомобилями компания имеет все шансы на установку абсолютного рекорда продаж в России. Если, конечно, сохранит взятые темпы до конца года.
Из прошлогодних лидеров существенно сдала позиции “Skoda”: нынче она лишь десятая с результатом 3 611 машин. За аналогичный период прошлого года чешским автомобилестроителям удалось реализовать значительно больше машин (5 329 шт.). “Volkswagen” тоже не в лучшей форме — одиннадцатое место. Определенный кризис продаж, наметившийся еще в конце прошлого года, наблюдается в стане наиболее престижных марок. BMW, “Mercedes” и “Audi” плотной группой оккупировали 15, 16 и 17 места турнирной таблицы. Баварцам удалось даже немного обойти своих ближайших конкурентов.
Нужно отметить, что при все еще сравнительно невысоких продажах довольно энергично развиваются дилерские сети “Suzuki”, “Honda”, “Mazda” и “Subaru”. Практически все они за прошедшее полугодие перекрыли показатели всего 2002 года, с чем мы их и поздравляем.
А тем временем, пока идет гонка за клиентурой, на рынок вышел еще один конкурент. В начале июля в “Студии Maybach” на Большой Ордынке состоялась торжественная церемония передачи ключей от автомобиля первому российскому покупателю. По информации Gazeta.Ru, им стал председатель совета директоров группы компаний “Русский Стандарт” Рустам Тарико. Как признался сам г-н Тарико, стоимость его Maybach 57 составляет 500 тыс. евро.