1253

Денег на всех не хватит

Сумма, которую страховая компания должна выплатить за попавшую в аварию машину, целиком зависит от профессионализма эксперта-техника. Со вступлением в действие закона об обязательном страховании автогражданской ответственности целый ряд страховых компаний начинает выводить своих штатных оценщиков в “независимые” организации.
Поделиться

Сумма, которую страховая компания должна выплатить за попавшую в аварию машину, целиком зависит от профессионализма эксперта-техника.


Со вступлением в действие закона об обязательном страховании автогражданской ответственности целый ряд страховых компаний начинает выводить своих штатных оценщиков в “независимые” организации. Причем можно прогнозировать, что другие экспертные бюро к этому бизнесу допускаться не будут. По мнению Сергея Дорофеева, зампредседателя Всероссийского общества автомобилистов (ВОА), сегодня эксперты-оценщики находятся в “нехорошей” ситуации: в стране отсутствует система независимой автотехнической экспертизы. Например, утрату товарной стоимости автомобиля (УТС) по “автогражданке” страховщики выплачивать не будут. Хотя при аварии УТС происходит однозначно.

Что утрачено, то потеряно

Эксперт, который проводит исследование поврежденного автомобиля, готовит документы, ориентируясь на правила страхования, однако самой схемы проведения экспертизы по сей день не существует. По слухам, Минтранс активно занимается разработкой новой методики. Однако и там такой показатель, как УТС, не фигурирует. К примеру, утрата товарной стоимости авто происходит, когда после ремонта не в заводских условиях машина начинает гнить, нарушается геометрия кузова в результате повреждений или не соблюдена последовательность сборки деталей при поломке автомобиля.

Естественно, страховые компании выплаты по УТС не производят. Правда, деньги можно снять с виновника аварии. Но это приличная судебная волокита. Сумма по УТС составляет примерно 5% от стоимости автомобиля. Так, если в аварию попала иномарка стоимостью $40 000, ущерб по УТС — не менее $2 000, что, согласитесь, немало. К сожалению, выплаты по УТС не предвидятся и в обозримом будущем. Соответственно страхователи на этом теряют приличные деньги.

А что делать, когда стоимость ремонта авто превышает его цену до аварии? Например, в ДТП попала старая “шестерка”. В своих выводах эксперт, конечно, может отметить, что восстановление экономически нецелесообразно, но заключение о стоимости авто до аварии он дать не может, поскольку это относится к оценочной деятельности. А нынешняя система оценки очень сложна и запутанна.

Как поступать автомобилисту, чтобы свести к минимуму финансовые потери? Первым делом — найти солидного страховщика. Если автовладелец — столичный житель, то здесь проблем нет. В Москве работает немало серьезных компаний. А что делать, если владелец проживает в провинции? Проблема в том, что продают полисы везде, а представители страховых фирм находятся только в крупных городах. Лучше страховаться в той компании, представитель которой работает именно в вашем населенном пункте. Это отметает сразу огромное количество проблем. Например, вам не надо будет мотаться в областной город за всевозможными документами для получения страховки.

Чтобы не нарваться на “левого” эксперта-оценщика, для начала поинтересуйтесь его базовым образованием. Если он по диплому пчеловод или филолог, можете представить, что он вам напишет в своем заключении. Поэтому имеет смысл обратиться к оценщику ВОА — там эксперты имеют профильное образование и специальную подготовку.



НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Михаил ЗАМИХОВСКИЙ, зав. отделом исследований транспортных происшествий Российского федерального центра судебных экспертиз при Министерстве юстиции РФ:

— Экспертиза является одним из доказательств по делу наравне с показаниями свидетелей и другими документами. В случае же с ДТП согласно ст. 264 УК РФ она становится решающим и важнейшим фактором, на основании которого принимается решение о прекращении уголовного преследования или направлении его в суд, где все выводы также основываются на экспертизе. Что касается гражданских дел, то те из них, которые связаны с возмещением вреда, тоже базируются на экспертизе. Существуют коммерческие организации, выполняющие досудебную экспертизу: это всевозможные заключения, отчеты по оценке, калькуляция ущерба. Как раз здесь полная неразбериха. Почему? Ведение, учет и выдача лицензий в этой области поручены Министерству имущественных отношений. Однако в лицензии вы не увидите отдельного направления, связанного с автомобилями. Она выдается на осуществление оценки домов, помещений, недвижимости и транспортных средств. Кандидату-оценщику необходимо отучиться более 1 000 часов и получить соответствующий диплом. Причем всего лишь 5% этого времени отводится автомобилям. Если вам необходимо оценить авто для продажи или определить его стоимость при наследовании — это и есть оценочная деятельность. Необходима лицензия. А вот для определения объема и технологии ремонта, стоимости восстановления машины — лицензии не требуется...

Сейчас, когда вступил в силу закон об обязательном страховании автогражданской ответственности, на основании ст. 12 закона и постановления правительства №238 ясно, что эксперты-техники должны иметь специальные знания в этой области. Основное — определение наличия, характера и причин возникновения технических повреждений. Как раз этим оценщики никогда не занимались. Кстати, соответствующего образования у них тоже нет. Только в федеральном центре есть специалисты сразу по этим двум направлениям. Нами разработана специальная программа для обучения экспертов-техников, одобренная межведомственной комиссией, в которую кроме Минюста входят представители МВД, ФСБ, ГТК, Налоговой полиции. Осталось ее согласовать с Минтрансом и Минобразования России. По моему мнению, сейчас на рынке достаточно оценщиков, однако грамотных экспертов-техников не хватает, учитывая те объемы работ, которые появятся в связи со вступлением в силу закона об “автогражданке”.

Еще одна серьезная проблема. В законе об оценочной деятельности заложена юридическая “мина”. Там записано, что для получения лицензии необходимо, чтобы хотя бы один сотрудник юрлица прошел соответствующее обучение и получил необходимый документ. Что на деле? Обучается один человек, а лицензию выдают компании. Таким образом, любой сотрудник имеет право от имени своей организации давать заключения. Однако эксперт не представляет юрлицо, он дает заключения от своего имени и несет за это персональную ответственность. Надеемся, что подобной деятельностью сможет заниматься только тот эксперт, который будет внесен в реестр Минюста.