1886

В пьяном угаре

Порядочная путаница возникла с новой медицинской нормой в 0,5 промилле, которую заложили в инструкцию к приказу Минздрава России “О проведении медосвидетельствования на состояние опьянения”.
Поделиться

Порядочная путаница возникла с новой медицинской нормой в 0,5 промилле, которую заложили в инструкцию к приказу Минздрава России “О проведении медосвидетельствования на состояние опьянения”. Многие автовладельцы расценили появление этой цифры чуть ли не как официальное разрешение пить за рулем. Видимо, определенное влияние на появление “паникерских” настроений среди шоферской братии оказали публичные заявления некоторых ответственных начальников ГИБДД, которые прокомментировали минздравовский документ как движение в сторону цивилизованных стран.

Напомним, официально утвержденных норм содержания алкоголя в крови водителя в России никогда не было и нет. И положение ПДД о запрете “управлять транспортным средством в состоянии опьянения” еще никто не отменял. И в обозримом будущем этого не предвидится. Поэтому особо радоваться по поводу вышеуказанной нормы нормальным водилам не имеет смысла. Данный процент содержания алкоголя в крови водителя нужен для освидетельствования тех из них, кто совсем лыка не вяжет или находится без сознания после тяжелого ДТП. Таким автомобилистам делают анализ крови. У кого процент алкоголя в венах составляет 0,5 промилле и выше, того медики признают пьяным.

Как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, корреспонденты “МКмобиля” решили все проверить на собственной шкуре. И попутно определиться: где же эта грань, за которой наркологи признают нас “загашенными”?

Ради чистоты эксперимента принимали “по-интеллигентному”. Так чаще всего случается по жизни: бывает, заскочишь к другу на работу, а там чей-то день рождения отмечают. Ну и нальют “капельку”... Так что первый хватанул любимую народом “соточку”. Второй подопытный решил не останавливаться на достигнутом и влил 150 граммов “на старые дрожжи”. Последний из нас буркнул что-то про жару и раскупорил пару бутылок пива. По обычаю, немного посидели перед дорогой и двинулись в центр наркологической экспертизы.

Как нам рассказали медики, содержание алкоголя в крови зависит, например, от уровня фермента дегидрогината, содержащегося в организме. Тем не менее пиво сохраняется в организме до нескольких суток, а водка выводится (в зависимости от дозы) в течение нескольких часов. Например, литр пива будет “жить” в вас минимум сутки, а “соточка” — не более трех часов. Почему так происходит? Спирт всасывается в организм из желудка и выводится из организма не только с мочой, но и из легких с выдыхаемым воздухом. Пиво же всасывается в организм в толстом кишечнике. Кстати, чем больше разбавлена водка — тем дольше она выводится из организма.

Испытуемые у нас бывают в разном состоянии, в том числе и агрессивном. Поэтому сидите и не дергайтесь, — в голосе врача прорезались стальные нотки.

К губам поднесли приборчик с пластиковой трубочкой. По врожденной привычке я втянул воздух и дунул в трубочку.

— Вы все сделали неправильно, — заявила сотрудник центра. — Трубочку надо захватывать губами и только тогда выдыхать.

Пришлось все делать заново.

— Нда-а-а, — мрачно протянула врач.

После минутной паузы посмотрела на дисплей аппарата и вынесла приговор — ноль восемьдесят пять.

— Нет, ноль восемьдесят семь, — поправилась она.

— Опаньки! — радостно возбудились товарищи по эксперименту.

— Да, попался, голубчик, — подытожила врач.

Второй этап — анализ мочи. За исследуемым “материалом” пришлось выходить во двор. Итог — 0,32 промилле.

— Почему такое расхождение, — возмутился я. — Организм-то мой, и он един!

— Ничего подобного, ошибки здесь нет. Просто алкоголь еще не всосался в организм полностью, — возразила медик.

Кстати, если подозреваемый отказывается от анализов, такого “клиента” врачи однозначно признают пьяным.

Измерили давление. Оказалось 85 на 60.

— В космос точно не полетишь, — прокомментировали коллеги.

— Только у хронических алкоголиков бывает подобное, — высказала свое мнение врач.

— Но выглядишь ты нормально, — дружно проорали сослуживцы.

Следующее испытание совести водителя — визуальный осмотр.

— Ну какой же он нормальный, — сказала, внимательно меня разглядывая, сотрудница медцентра. — У него же зрачки расширены. Однако на свет реагируют.

— Не реагируют только у покойника, — вставил умную фразу коллега Фишер.

— Зрачки на свет реагируют вяло — это один из признаков опьянения, — парировала медик.

Затем меня поставили в позу Ромберга. Пятки вместе, носки... тоже вместе. Руки вытянуты перед собой. С закрытыми глазами предложили достать указательным пальцем кончик носа. Сначала одной рукой, затем — другой.

Как поделились своими впечатлениями врачи, часто пьяный водитель, поставленный в позу Ромберга, не в состоянии определить, какой рукой он дотрагивается до кончика своего носа, и даже не чувствует, до какой части лица дотронулся.

— Мимо носа вы промахнулись, — резюмировала врач. — Глаза дрожат. Что ж, нам все ясно. Будем составлять протокол.

Меня врачи признали пьяным. По секрету с нами поделились: если содержание алкоголя в крови составляет от 0,5 до 1 промилле, то судья, как правило, к такому горе-водителю относится снисходительно. Бывает, что даже и штрафа он не платит. Но проверять это на собственной шкуре не стоит.

У судей тоже бывает плохое настроение.

— Вот и все. Здесь, внизу, напишите, что с протоколом ознакомлены, и распишитесь. Кстати, расписываться в документе надо обязательно. Если водитель и после положительной экспертизы продолжает утверждать, что он не пьян и отказывается подписывать протокол освидетельствования, то его, как правило, лишают “прав”. В общем, отказ от подписи однозначно трактуется врачами как один из признаков алкогольного опьянения — подвыпивший водитель не способен критически оценить свое состояние. Если гражданин не согласен с результатами экспертизы, то имеет право провести ее повторно. Однако времени у него в обрез, и он должен уложиться в два часа (после первой). Иначе произойдет так называемое естественное отрезвление, и во втором протоколе это будет отмечено. Тогда “прав” он лишится наверняка.

КСТАТИ

Как сообщили “МКмобилю” сотрудники центра наркологической экспертизы московской наркологической больницы №17, в случае если вы не согласны с заключением врача, вынесенным по результатам освидетельствования, вы вправе обратиться в любой другой лицензированный на этот вид деятельности кабинет для проведения повторного освидетельствования. Сделать это необходимо строго в течение двух часов, в противном случае результаты повторных исследований судом или иными инстанциями могут быть признаны недействительными, так как происходит естественное отрезвление.

Примечательно, что копию протокола освидетельствования ни в одном из кабинетов (даже если вы явились туда добровольно) самому испытуемому на руки не выдают. В лучшем случае разрешают ознакомиться и подписать. Кстати, инструкции Минздрава на этот счет противоречат закону РФ “Об информации, информатизации и защите информации”, который прямо предусматривает, что граждане имеют право “на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности”. То есть гарантирующий водителям право на получение копии тщательно законспирированного протокола.

И еще один ценный жизненный совет от врачей-наркологов. Если вы не считаете себя пьяным, то не нужно буянить и отказываться от процедуры освидетельствования, это наверняка сыграет против вас. Лучше безропотно подчиниться, а затем оперативно провести повторную экспертизу в другом месте.



НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Владимир ЖМЫЛЬКОВ, начальник отдела пропаганды УГИБДД Москвы:

— Нововведение Минздрава на работе ГАИ никак не скажется, поскольку эта поправка в большей степени относится к медработникам, а не к инспекторам. Единственное, что могу сказать, — будет больше “холостых выстрелов”: многих водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, медики будут признавать вменяемыми, так как количество алкоголя в крови у них будет в допустимых пределах, а суды на этом основании отпускать водителей с миром. В общем, объем работы увеличится, но коэффициент полезного действия будет, возможно, намного меньше. Хотя время покажет.